Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.
ДОМ НА КАНАЛЕ Мировоззренчески, в рамках искомой цели, такое единение с морем, с природой было завоеванием. Но как выношенную мысль о родстве, «изотропности» с морем реализовать в литературном тексте? Воплотить ее сюжетно и пластически, не погрешив против грубой, а то и преступно грязной реальности? Достигнуть гармонии с морем, оставаясь в нем работником, и удержать в своем творче стве высокие моральные критерии? Преодолевая подобные проти воречия, Конецкий не сразу вывел универсальную для себя формулу, зафиксированную в «Последнем рейсе», годную и для морской ра боты, и дли писательства, и для общественного поведения: «Море требует правды, и ничего, кроме правды. Если врешь сам себе —ты погиб, и твой экипаж погиб». А что же Олег Базунов? В повести «Мореплаватель» он недоуменно спрашивал: «Стран ное дело, почему это меня порой так тянет к морской тематике? То я мысленно сочиняю какие-то сказки и басенки о рыбах и море, то начинаю писать какой-то рассказ, где море играет довольно-таки важную роль, то даже задумываю в некотором роде крупное пове ствование на ту же тему... Странно, не правда ли? Тем более странно, если учесть, что по судьбе своей я как будто бы сухопутен до мозга костей. Правда, в юности мне пришлось немного поплавать, а два или три раза даже попадал на море в более или менее серьезные пе реплеты. Но какому-либо настоящему, бывалому моряку об этих моих переплетах смешно и рассказывать — все это какая-то чепуха, какая-то капля в море по сравнению с их, моряков этих, суровыми, тяжкими опытами —мне даже неловко вспоминать о них, о перепле тах этих, в присутствии некоторых моих близких родственников...» Тут угадывается полемическая нотка и скрытое противо стояние. Преимущественно, пожалуй, эстетическое, но не толь ко. Неявный спор ведется о праве на свою причастность к морю. Человек сухопутный, в отличие от бывалого моряка, для которого море —работа, производство, тоже испытывает неодолимую власть могучей водной стихии, «с огромной силой зовущей и влекущей его». Однако ему вовсе не обязательно воочию лицезреть «ревущие морские просторы», у него своя психологическая и философская установка и свой угол зрения: он в состоянии ощутить мощь, гро мадность и прелесть моря, не ступая на палубу корабля, а лишь гля дя на него с набережной. И подтверждением тому вот такие поэтические —и точно наблю денные !—строчки: «Не знаю, что уж там и когда повлияло на мой ду шевный состав, — признается базуновский герой-рассказчик, — но 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz