Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА А еще — не поддающуюся объяснению особую музыкальность и ритмичность стиля, о чем писал в своих дневниках В. В. Розанов в начале минувшего века: «Секрет писательства заключается в веч­ ной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только „сделать из себя писателя". Но он не писатель». Множество его читателей особо ценили юмор В. В., такой есте­ ственный, ненатужный и, если можно так сказать, сурово-светлый. Впрочем, сам автор не считал это главным. В мае 1985 года нас при­ нимал в своем полированном кабинете грозный тогда министр мор­ ского флота страны Т. Б. Гуженко, там присутствовали московские телевизионщики — так вот они назойливо требовали от Виктора: «Расскажите что-нибудь смешное!» И получили почти яростный отказ: «По заказу не смеюсь!» Между прочим, вполне юморной, но и жалковатый образ капита­ на Фомы Фомича Фомичева из «Вчерашних забот» принес В. В. не­ малые огорчения и даже вызвал оргвыводы начальства. Балтийские капитаны всерьез обиделись на писателя, хотя Фома Фомич был фигурой явно собирательной и наполовину выдуманной. Кажется, было какое-то коллективное письмо в высокие инстанции, и при­ шлось нам, друзьям В. В., на очередном собрании морских писателей в Центральном доме литераторов вступиться за автора «Вчерашних забот». ...Нет, все-таки хочется отметить еще одно большое и ориги­ нальное достоинство прозы Виктора Конецкого. Думаю, он создал совершенно новый литературный сплав четкой реальности и «вы- думанности», фантастики, причем верится и в то, и в другое. Через многие его произведения проходит неунывающий, слегка трепли­ вый и ужасно симпатичный Петр Иванович Ниточкин, ясно видишь и понимаешь «ледяного капитана» Эдуарда Львовича Саг-Сагайло или жеманно-назойливую судовую буфетчицу Викторию в ее сере­ бристых колготках, или слегка чокнутого композитора из Дома твор­ чества музыкантов. И вызывает сочувствие и жалость архангельский сумасшедший Геннадий Петрович М. Теперь мне стало ясно: надо дать здесь слово самому В. В. Сначала —его мысли о сути и власти моря как стихии —мысли, при­ шедшие после очередного «морского сна». «Хороший сон. Возможно, возник он потому, что в мо­ мент, когда возле пышной от кустарников сопки мы ста­ новились на якорь, судовую антенну облепили вороны, и я долго глядел на них и за них — в бездонные и густые 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz