Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

Николай Загускин Что с чего начинается ичемкончается П ервый мой общеэкранный фильм был документальным. Назывался он «Корабли начинаются с имени» и рассказы­ вал о старом судне, отплававшем свой век. Это был теплоход «Челюскин» — один из первенцев отечественного судостроения. В заявке на двухчастевый черно-белый фильм присутствовала мысль о том, что корабли умирают, как люди, — и крематорий для них есть, и светлая память надолго сохраняется... В 1972-м, «в эпоху завершения развернутого строительства социализма», все это вы­ глядело не слишком актуально. Но изобразительный материал при­ влекал некоторой новизной. К тому же появился заинтересованный режиссер. И студия отправила заявку в Москву —для утверждения и включения в план. Месяцы шли, а из Москвы ни привета, ни ответа. Стало очевидно, что фильм если и попадет в план, то уже после того, как «Челюскинец» перестанет существовать. И тогда Михаил Литвяков, — ныне лауре­ ат государственных премий, генеральный директор международно­ го кинофестиваля неигровых фильмов, а в те времена молодой, но уже бородатый режиссер, на свой страх и риск стал снимать эпизоды для фильма нелегально, под видом сюжетов для хроникального ки­ ножурнала. Так были отсняты приход «Челюскинца» из последнего рейса, его демонтаж и его сожжение в глухом углу Угольной гавани. Прежде, чем корпус судна будет разрезан для переплавки, необходи­ мо и внутри, и снаружи выжечь все, что горит. Когда «Челюскинец» сгорел, стала «гореть» студия — она не успевала до конца года сдать какую-то плановую одночастевку. За этот мизерный производственный просчет можно было утратить не только знамя победителей в соцсоревновании, но и святая свя­ тых —годовую премию!.. Директор собрал народ на экстренное со­ вещание, оно проходило на нервах — искали виноватого. «Хотите, 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz