Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

ИГОРЬ СУХИХ были подобны скандалам чеховских пьес: внешне пустячные случаи вызвали смертельную обиду. Посвященная этому событию главка мемуаров Конецкого назы­ вается «Как литературно ссорятся литераторы». Он признается, что не может «с должной определенностью восстановить обстоятель­ ства нашей ссоры и затем даже полного разрыва всяких дипломати­ ческих отношений в 1968 году». Но все-таки две причины называет: «1. Пьянство и дурь, которую люди вытворяют, находясь в пьяном состоянии. 2. Наше разное отношение к Константину Георгиевичу Паустовскому». Одно из писем этого времени воспринимается как цитата, ска­ жем, из «Дуэли». «Жизнь так бесконечно сложна, тяжка, надрывна; так все хорошие люди не умеют жить, напрягаться, побеждать и помогать друзьям. Так все мы безобразно, ужасно стара­ тельно приближаем к себе старость, немощь, бессилие. Так всем нам жутко от будущего, так боимся мы его, не верим в него, что и все вокруг начинает мельтешиться, мельчать и... Много здесь горького, можно сказать. Только нет во всем этом толку. И нельзя бросаться друг другом». Однако «бросание» произошло. Отношения восстановились лишь через одиннадцать лет, когда «эпигон и декадент Ю. Казаков» поздравил Конецкого с пятидесятилетием. В ответном письме (из порта Певек на Чукотке) как памятный знак появляется упоминание о рассказе «Две осени». «И еще я вспоминаю, как ты похвалил меня за „И сле­ ды позади оставались темные, земляные, в них виднелась примятая, блеклая, но кое-где все еще с зеленью трава" (это Чехов идет по первому выпавшему снегу в Мелихово). Ты-то забыл, а я помню, как ты заглянул сзади в мое печата­ нье —и похвалил. Видишь, какие штуки на всю жизнь оста­ ются в памяти! Значит, мало меня хвалили люди, от кото­ рых единственных и ждешь похвалы...» А еще через два года в эпистолярном диалоге возникнут Ялта, Белая дача, тесно вплетенные в собственные жизни. «Витя, напиши же, в конце концов, как ты и что? Давно ли умерла мама и отчего, и был ли ты в это время в море или при ней? И есть ли у тебя собака? Не покупай собаку, Витя! Ее выгуливать надо, а потом начинаешь ее любить, а по­ том, когда она помирает, начинаешь страдать, пить горькую и укорачивать и без того короткую свою жизнь. <...> 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz