Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

БЕЛАЯ ДАЧА: ОДНА ЭКСКУРСИЯ И ТРИ СЮЖЕТА ценителем сценария Л. Малюгина. А если сценарий этот так плох, как мне это представляется, то необходимо пред­ принять какие-то решительные меры, дабы на экраны не вышел еще один позорный фильм об Антоне Павловиче» (Конецкий —Л. К. Чуковской, 28 января 1968 г.). Усилия добровольного защитника Чехова, однако, ни к чему не привели. Чуковской сценарий тоже не понравился. В ответном пись­ ме она согласилась с Конецким, конкретизировав его общие сообра­ жения конкретными примерами: «Конечно, Вы правы — все это пошлость, т. е. ложь. Чехов изображен каким-то недотепой, на котором всякие ничтожества, вроде его брата, ездят верхом. Диалог меж­ ду Ликой и Потапенко он еще может сочинить кое-как, но между Ликой и Чеховым —конечно, нет, сколько ни надер­ гивай цитат из писем. К тому же Чехов у него говорит не как интеллигентный человек того времени, а как полуинтелли­ гентный — нашего. Чехов не мог сказать „помыть руки“ — вместо „вымыть“ — не мог воскликнуть, как какая-нибудь горняшка: „Кошмар!“, не мог сказать „у меня пьесы не полу­ чаются", потому что интеллигентные люди не употребляли этого недавнего „не получаются", а говорили: „мне не удает­ ся" или „у меня не выходят". Ну и т. п. и т. д. Провал „Чайки", отъезд на Сахалин — все мотивируется неверно и пошло» (Чуковская —Конецкому, 4 февраля 1968 г.). Однако ни Паустовского, ни Чуковского к борьбе привлечь не удалось. В 1969 году фильм Сергея Юткевича (во французском про­ кате он назывался «Лика — большая любовь Чехова») вышел на экраны и даже получил приз на фестивале в Венеции. Чехова сыграл Николай Гринько, Мизинову —французская актриса Марина Влади. Однако событием в кино он все-таки не стал. Хотя был и до недавних пор оставался одной из немногих картин, где Чехов появляется соб­ ственной персоной. Побочным культурным следствием «Сюжета для небольшо­ го рассказа» стало знакомство во время съемок в Москве Марины Влади с Владимиром Высоцким: одна любовная история стала ката­ лизатором другой, теперь не менее известной. 4. «ВИШНЁВЫЙ САД», ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ Как раз во время перипетий с «Сюжетом для небольшого рас­ сказа» друзья поссорились и надолго разошлись. Причины разрыва 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz