Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

БЕЛАЯ ДАЧА: ОДНА ЭКСКУРСИЯ И ТРИ СЮЖЕТА рыбу, а перегонял суда по Северному морскому пути. В чеховский музей он тоже пришел не с пустыми руками, но автором двух книг — «Сквозняк» и «Камни под водой». Этими посетителями были писатели Юрий Казаков и Виктор Конецкий. Через четверть века Конецкий вспоминал детали внезапной са­ модеятельной экскурсии: «В доме-музее А. П. Чехова в Ялте мы были весной. Все цвело и благоухало вокруг. Пошлая тетка говорила: „В таком доме и я написала бы чего-нибудь... Да, ничего себе домик! Сколько тут комнат? Ого! А говорят, скромный был..." Когда мы наслушались теток и побродили по дому, то ото всего этого устали, завяли. И долго сидели на скамейке под кипарисами, молчали. Потом Казаков сказал: — А Гуров-то, а? Он с этой дамой с собачкой... Он в Симферополь потом провожать ее ездил. На лошадях, ты это учти, милый... Целый день в те времена тарантасили. А я, да и ты, до угла бы провожать не стали, а порядочны­ ми людьми себя считаем... — И засмеялся как-то неприят­ но, беспощадно, стирая бисеринки пота со своего римского носа». Столь неожиданное доказательство порядочности Гурова в ис­ следовательских работах, кажется, не встречалось. Однако, дело не только в этом. С этой экскурсией оказались связаны два литератур­ ных сюжета и сюжет жизни, который растянулся на сорок лет. 2. ДВА СЮЖЕТА Виктор Викторович Конецкий пришел в музей автором расска­ за о Чехове «Две осени» (1958-1959). Два года, согласно авторской датировке, ушли у него на текст объемом в три четверти печатного листа. Предмет изображения здесь — осень 1895 года, когда в мелихов­ ском одиночестве пишется «Чайка», и следующая осень, когда при демонстративном злорадстве публики и многих друзей и растерян­ ности критики она проваливается в Петербурге. Рассказ написан в форме несобственно-прямой речи, характерного душ Чехова «по­ вествования в тоне и духе героя». «Чехов работал над „Чайкой" неторопливо, разделяя фразы большими паузами воспоминаний. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz