Колычев Н. О новом романе // Площадь Первоучителей / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2004. – № 4 . – С. 165-167

А откуда пришла в наши сказки «чудо-юдо рыба Кит»? Где, кроме север­ ного побережья Кольского полуострова, мог увидеть этого диковинного рыбо-зверя русский человек? Норвежский мореход IX века нашей эры Отер, совершивший плавание вдоль берегов Кольской земли, отметил, что в Белом море таких больших китов, как у него на родине, нет. Те морские животные, которых он встре­ тил, обогнув полуостров, были иного вида и значительно меньше (белуги или тюлени?) китов, и явно не могли так поразить воображение человека, как громадина кит. В последние десятилетия интерес к истории края значительно повысился. Появилось много научно-исследовательских работ. Это радует, хотя не все работы бесспорны и многие даже противоречат друг другу. Но как бы то ни было, это - благодатный материал для писателя-историка. Я пишу исторический роман о Кольском крае XV XVI веков. Хочется, чтобы получился он и правдивым, и захватывающим, чтобы был востребо­ ван любым читателем, независимо от места проживания и возраста. И чем больше я работаю над романом, тем больше понимаю, какая это громадная ответственность. К примеру, во Франции и было, и есть очень много историков и лето­ писцев. Но историю этой страны весь мир воспринимает через романы Дю­ ма, хотя там много исторических неточностей и антиисторических измыш­ лений. Штурм Зимнего, броненосец «Потёмкин», образы Ивана Грозного и Пе­ тра Великого запечатлелись в сознании целого поколения с киноэкрана. Сейчас мы рассуждаем и спорим: насколько эти образы и события соответ­ ствуют действительности. Разоблачаем, разрушаем их... Но это так непро­ сто. Пожалуй, даже невозможно. Я сужу по себе. Сколько бы ни получал я теперь самой мудрой, фактически подтверждённой информации, сколько бы ни соглашался рассудком с ней, но не стереть уже никогда из тайных глу­ бин моего сознания ни «Трёх мушкетеров», ни залп «Авроры», ни штурм Зимнего, ни Грозного, ни Петра, ни «мальчиков кровавых» в глазах Бориса Годунова, ни Моцарта и Сальери... Для народа историей становится не научное историческое исследование, даже не летопись, а произведение искусства: рисунок, картина, икона, пес­ ня, легенда, предание, повесть, роман... Может, это и не справедливо, но это так. Я понимаю меру ответственности за дело, которое сейчас делаю, но как трудно порой совместить историческую правду с художественнос­ тью... Центральная, основная фигура романа - Феодорит Кольский. Благословением Его Преосвященства Преосвященнейшего Симона, епи­ скопа Мурманского и Мончегорского, 30 августа 2002 года, в день памяти блаженного Феодорита Кольского, просвятителя лопарей, в церкви Благо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz