Колычев, Н. Роман о Феодорите Кольском // Площадь Первоучителей / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2011. – № 11. – С. 15-37.

с собой: «Всё. Ставленников больше не беру. Ни за мзду, ни за какие по­ сулы, ни по чьим просьбам. Что толку с ними биться! Тратить силы и время, словно иных дел на этом свете нет и жизнь бесконечна. Вон Емельянка-мясник - и неделю не поучился, побежал; православны ли такие будут?! Да где ж ему выдержать, коль для него всю жизнь пост был тогда, когда на столе убоина постная. По мне таких нельзя ставить в попы, о них Бог сказал через пророка: «Ты разум мой отверже, аз же отрину тебя, да не будеши мне служитель». Норовят ведь на двух стульях усидеть: чтоб и вольность им, и Господня воля. И душу б спасти, и тело бы холить... Вот и сегодня сбежали - Максимка, да Куземка, да Афанаська. Не вы­ несли тягот учения. Да какие ж тут тяготы?! Была б его, Геннадия, воля, он бы каждого ставленника прежде рукоположения, да что там - даже прежде чем учить, отправлял бы в монастырь или лучше - в скит какой- нибудь, да старца к каждому построже, чтоб присмотрелся да разобрался, Богу служить намерен человек, став священником, или маммоне... И что обидно, ходатайствуют за них уважаемые, большие люди. Просят его, Ген­ надия, чтобы сам их поучил уму-разуму. Плату великую дают... А деньги нынче - ой как нужны... Редко, конечно, но бывает, что приведут ставленника грамотного. Так- то не в тягость, то - как праздник для души. Велишь ему ектенью вы­ учить, да и ставишь, и отпускаешь тотчас, научив Божественную службу совершать. Такие и не ропщут, и не бегут. А эти...» - от одного воспоми­ нания о сбежавших владыку передёрнуло. «Велишь им Апостол дать чи­ тать, они и ступить не умеют, Псалтирь - так и по нему еле бредут. Уж и вразумляешь и посадников, и мужей в Новгороде уважаемых: думайте, кого в священники прочите. Вы ж отца себе выбираете, и учителя, и на­ ставника, и всякому делу советчика, и утешителя... Нет, не внемлют. «Земля, - кричат, - господин, такая, не можем добыть человека, кто бы грамоте умел». Но ведь это всей земле позор, как будто нет на земле человека, кого бы можно в попы поставить. Бьют мне челом: «Пожалуй, господин, вели учить»... А он и к слову не может пристать; ты говоришь ему то, а он со­ всем другое; велю учить азбуке, а он, поучившись немного, просится прочь, не хочет учиться... А иной и учится, но не усердно, и потому живёт долго. И мне расход, и ему мучение. Вот такие-то меня и бранят. Да так бранят, что эхо до самой Москвы катится. А что мне делать? Не могу, не учивши, их поставить. А и научить не всякого могу... Нет, сегодня же сяду, отпишу государю, чтоб велел училища строить. Своей казной такого дела не поднять. А в тех бы училищах учить сперва азбуке, а потом Псалтири со следованием накрепко; когда это выучат, то могут читать всякие книги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz