Колычев, Н. Роман о Феодорите Кольском // Площадь Первоучителей / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2011. – № 11. – С. 15-37.
Вслед за этим во владения монастыря стали поступать земельные вклады от новгородских бояр Губиных, Овиновых, Есиповых, Парфиль- евых, Репеховых, Селезнёвых, немало пожертвовали и местные жители - корелы да лопари, обращённые в Православную веру. Всего монастырь получил сорок четыре земельных участка на Суме, Выге, Сороке, Кеми, Онеге, Шуе, Терском берегу и на островах Белого моря. И все земли, на ходящиеся по Летнему берегу, были в ведении старца Зосимы, в ученики которому и прочили Феодорита. На берегу игумена Исайю встречало довольно многолюдное и разно шёрстное стечение народа. Монастырские иноки-чернецы, послушники, монастырские бельцы-работники и свободные промышленники, бабы с ребятишками, тянущиеся за благословением. За старшего среди них был Еремей, посланный из Шуи Зосимой. Отслужив обедню, даже не садясь за стол, Исайя отправился осматри вать прибрежные строения. Он опускался в ледники и щупал муку в ларях, нюхал и пробовал засоленную и сушёную рыбу и ни в чём не находил изъяна, поражаясь торговой сметке и ухватке монастырского атамана. Новгородские купцы и промышленники, находящиеся здесь, топтались в отдалении тёмной тучей, напряжённо гудя и обсуждая действия игу мена, прикидывая, что сулит им этот визит. В конце концов, посовещав шись, полностью признавая право Соловецкого монастыря в лице его игумена на главенство в Беломорье, они били челом, поднося Исайе боль шое серебряное блюдо драгоценностей и серебра, икону Николая Чудо творца в резном окладе рыбьего зуба - для местной церкви и, кроме этого, сорок пудов муки и целый карбас, гружённый рыболовной снастью. До вольный Исайя пригласил всё купечество за стол, шикнув сквозь зубы на Еремея, предупреждая, чтоб недостатка ни в чём не было. Забегало, засуетилось подворье. Благо, что запасы обширны. Понесли из амбаров и ледников сёмгу солёную, икру красную со льда, копчёные балыки мурманского палтуса, ерша вяленого, селедку ивановскую, бело рыбицу... Задымила, запыхтела поварня, давненько так не трудившаяся. Авва Досифей с Феодоритом не долго посидели в трапезной. Пиво, мёды и брага текли рекою. Захмелевшие купцы поначалу говорили сла вословия в честь монастыря, но потом начали дурить. Усталый Исайя хмурился во главе стола, но ни унять их, ни покинуть застолья не мог. Авва Досифей тихонько пробрался к нему, и, благословясь, они с Феодо ритом вышли вон из трапезной. Еремей пошёл проводить их до кельи. Авва Досифей с Еремеем подвизались на Соловках, ещё при жизни блаженной памяти почившего игумена Зосимы вместе с нынешним игу меном Исайей и атаманом монастырским Зосимой. И как давним знако мым, им конечно, было о чём поговорить. Но с самого приезда они ещё не могли улучить ни мгновения, чтоб остаться наедине, и теперь, по дороге
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz