Колычев, Н. Роман о Феодорите Кольском. Гл. 9-10 // Площадь Первоучителей / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2009. – № 9. – С. 14-34.
- Ясно. Значит, в купцы монастырские меня определить решили. - Да что ты мелешь! Это Зосима-то - купец? Да он - сопостник и ученик Зосимы, покойного начальника монастыря нашего! Здесь, на ост рове вместе со всеми подвизался. В посте и молитве мало кто ему равен был. А послали игумен да братия, и поехал на Шую, послушание испол нять, не в пример тебе... строптивцу. Ты же инок теперь. Для монаха что главное? Послушание! А слушаться не будешь - тебе никакой наставник не поможет. Порою может казаться, что тебя вообще глупость какую, несуразицу делать заставляют. А ты делай - да Богу молись. Ты за послушание отве чаешь, а думает за тебя игумен или наставник твой. - Так что же, мне вообще безмозглым стать надо? - Это сейчас ты безмозглый - со всеми своими науками - и нашими, и греческими. У настоящего монаха - другой разум. Он - Богом мудр. - Как так? - А вот так! Будешь ты, к примеру, всю жизнь трудиться, писания многомудрые писать. Но писать, скажем, от себя будешь, от своего разу мения - без благословения, без молитвы... Не от Бога, в общем. А другой человек будет в пустыне всю жизнь Богу молиться и славить его, ни еди ной буквицы не понимая, и по слабому разумению своему, допустим, и молитв-то многих не зная. И ты будешь утешаться тем, что людям добро делаешь, для человеков живёшь, а он, отшельник, будет счастлив тем, что Богу угождает. - Ну и что? - А вот и то! Искончаются ваши жизни - и твоя, и его. От тебя оста нется труд велик - книга толстая. А от него ямка малая, которую он копал, сам не понимая для чего, так, по наитию от Господа. Господь ему повелел, а он и начал копать, не думая. - И какой прок от той ямки людям? А Господу, какой? - А такой, что все твои писания сгорят, либо будут рассеяны, либо укрыты от пожара и рассеянья так, что никто никогда их не найдёт и не прочтёт. - Почему же? - А потому что не Божье это творение, не от Бога оно... - А как же книги еретические, писания колдовские? - Ну, на такие писания тоже благословляются, только от другой силы. Много чести - поминать её здесь, в монастыре. Не собираешься же ты бесовские книги писать. - Нет, спаси, Господи! - Тогда пропадут все слова, тобой написанные без Бога. Поскольку сказано: «Слово - есть Бог». - Ладно, согласен. Но от ямки-то, какая может быть польза? - А Богу всё возможно. В ту ямку соберётся вода, образуется озеро, разведётся в озере рыба. Придёт на берег озера инок и оснует обитель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz