Колычев, Н. Роман о Феодорите Кольском. Гл. 9-10 // Площадь Первоучителей / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2009. – № 9. – С. 14-34.
Меня в Ростове, на архиерейском дворе, сам владыка и чтению, и пи санию, и толкованию Псалтири учил, и греческому... А здесь, оказыва ется, всё это никому не надобно, авва Досифей? - М-м? - старец видно, задремал, а может, просто слушал, не зная ещё, что ответить. Феодориту легко было говорить, не видя лица собе седника. Он, честно говоря, и не задумывался, слушает ли его кто-нибудь, - так, просто мыслил вслух. - Я думал, что обрету здесь жизнь покойную, безстрастную. Зака люсь в трудах, постах и молитвенных бдениях с опытным наставником. Мечтал о душеспасительных беседах и рассуждениях о Господе... А здесь - кипение страстей. В миру - и то разве где на торгу такое увидишь. А в церкви служба? Без души, без понятия - придут, отбубнят, как повинность отбудут - и прочь скорей. Насмотрелся я за неделю-то. Вот в Ростове у нас служили... И слезами умиления обольёшься, и страх Гос подень испытаешь. А за пределы церкви выйдешь - так и вовсе, словно в городище каком. Все разговоры: о сетках, верёвках, карбасах, о лесе да строитель стве, о соли той же, о мешках, пеньке, муке... О Господе и слова вставить негде. Вроде как всё - для себя, а не во славу Божью делается. А и жития, что мы списываем - не столько во славу Божью, да в память об угодни ках Зосиме да Савватии, сколько в восполнение писаний, собранных по койным старцем Германом, да по нерадивости утраченным... Не поеду я ни в какую Шую. Я - от мира в монастырь бегу, а меня из монастыря - в мир. Сбегу в лес, умолю какого-нибудь старца-отшель- ника меня в ученики принять... - Эка! А кто в монастыре и пощении даже до последнего своего из дыхания пребывать Богу обещался? - внезапным вопросом прервал рас суждения молодого инока авва Досифей. - Вот потому и сбегу, что я обещался в монастыре быть, а мне этого обета исполнить не дают. - Ну, во-первых, хочу тебе напомнить, что ты ещё и игумену покор ным быть обетовался, да и братии тоже. А во-вторых, земля на Шуе да на Вирме - тоже монастырская. Так что там монахи наши быть должны. А во-третьих скажу тебе: сам не знаешь, от чего отказываешься. Ты сейчас плакался, что наставника тебе настоящего нет. Так вот, Зо- сима, атаман наш монастырский, самый что ни на есть наставник тебе будет. Жития он постнического, строг, но справедлив. И в молитве при лежен, и грамоте разумеет. Греческого, правда, да латыни не знает, но зато - и по-карельски, и по-лопарски, и по-фински говорить может. А при нужде и с немцами мурманскими объяснится. И посылаем тебя туда, чтоб ты не просто учеником, а со временем и помощником и, быть может, при емником ему стал. Откуда, ты думаешь, в монастыре такой достаток? И мука, и ткани, и одежда, и обувь у братии, посуда, утварь различная - всё Зосима.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz