Колычев Н. Главы из нового романа "Феодорит" : [главы 1-3] // Площадь Первоучителей / [Мурм. орг. Союза писателей России]. – Мурманск, 2005. – № 5. – С. 137-154.
— Грешен, грешен! Да не раз уж каялся я, и тебе, и пред братией... Прости ещё раз. Но ведь надо восстановить писания, пока помним, пока живы... — А надо ли? Зачем? — Как зачем?! Чтобы люди помнили в веках... — Что люди. Господь и помнит, и видит всех. Ему не нужны писания. Мона стырь обустраивать надо, церкви возводить, часовни. Каменные, крепкие —на века. И Богу хвала — и человекам память. А бумага — что? Вон она —твоя бумага... —игумен кивнул в сторону топчана. — Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, — голос аввыДосифея, с каждым словом набирая силу, креп. Из робкого, оправдываю щегося, превращался в проповеднический, утверждённый сознанием право ты. — Всякое, самое прекрасное и прочное строение, не утверждённое Сло вом, не освящённое Божьим присутствием — есть ни что иное, как языческое святилище, Вавилонская башня, символ человеческой гордыни и Богоборче ства! Что есть все наши церкви без Креста над ними, без святых икон в них, но прежде — без Священного Писания! И вся вера наша произошла не от храма, не от икон, идаже не от Креста. Даже Крест без Господа нашего ИисусаХриста, без Слова, был простой деревяшкой! — Ну! Ну! Эк тебя понесло! Ужи церковь тебе не церковь, и икона не икона, и Крест не Крест. А к ответу за такую ересь не боишься? — Не боюсь! Ну, сам помысли, приди ты в церковь, где ни Библии, ни слу жебных книг нет... И что? — Бывало уже. И без книг, по памяти отслужу. А ты свои вольнодумства бросай. А то гляди, прокатишься верхом сорок поприщдо Новагорода, лицом к хвосту конскому, в одежце, перевёрнутой задом наперёд, в берестяном бесов ском шлеме на голове, с мочальными кистями, да с венцом из соломы и сена, да с надписью на шлеме: «Се есть сатанино воинство». Да потом по городу повозят, да поплюют православные в лицо твоё, да и сожгут прямо на голове шлем тот бересгяный. Да на Торгу хорошенько батогами поучат. Али неслыхи вал, как ныне с такими, как ты, еретиками жидовствующими поступают. Креп ко за них архиепископ наш, Геннадий взялся. И Волоколамский игумен Иосифв Москве им покою недаёт. — Я не еретик. Ни от символа Веры, ни от канонов Православия не отрица юсь... — Ну, ладно, ладно... Будетебе. Только не говори никому болеетакого. Дай мне тоже больше так не говори. А особенно отроку своему новопостриженно- му, Феодориту... Он что, и впрямь грамоте многоразумен? — Горазд, не по годам горазд. Я так скажу, что на Соловках он боле всехнас разумеет и в Священном писании, и вслужебных книгах. Он ведь и по-гречески учён. — И по-гречески? — Да. Насколько он в греческом горазд — сказать не могу, поскольку сам греческого не разумею. Но судя по всему — горазд. Они, ростовс кие, — многие в греческом сильны. Возьми, хоть Стефан был Храп, кото рый Пермские дикие народы верой Христовой просветил. Тот тоже Рос товский был, Григорьева монастыря при архиерейском доме постриже 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz