Колычев Н. Главы из нового романа "Феодорит" : [главы 1-3] // Площадь Первоучителей / [Мурм. орг. Союза писателей России]. – Мурманск, 2005. – № 5. – С. 137-154.
— Уголёкдавай! Авва Досифей вновь зашарился в потёмках, загремел чем-то и наконец вло жил в ладонь игумена уголёк. Тот поднёс к нему тлеющий трут ишумно подул. Уголёк затеплился бордовым свечением, перекинулся на фитиль поднесённого жировика. Терпко запахло ворванью, весело заплясал жёлтый язычок огня, ос вещая тесные сени, деревянные ведра, кадку, лыжи, топор, прочую утварь, сваленную, как попало. — Фу ты! Прости Господи! —фыркнул игумен, хотя, немало лет зная отца Досифея, ничего другого он здесь увидеть и не ожидал. — Ну, веди давай. — Погоди, сейчас второй жировик зажгу, — авва Досифей протиснулся в келью, затеплил фитиль второго светильника. Игумен вошёл следом. — Ей, ей, Исайя! Стой! Оглядисьпрежде! —авваДосифей, растопырив паль цы, простёр вытянутые руки навстречу игумену. — Прошу тебя, ходи опаснее, видишь, тут у меня... Повсюду — на грубом дощатом столе, на топчане Досифея и лежанке его ученика, постриженного сегодня, на полуразвалившейся, Бог весть когда пос ледний раз топленной печке, даже на земляном полу — валялись бумаги. Раз личные —по форме, качеству, цвету чернил, почерку писавших, обожжённые по краям, заляпанные пятнами воска и жира... — Ну, гак убери, чтоли, —игуменпротянулрукикстопкамлистовнатопчане. — Нет, нет! Не надо, не трожь! Сейчас перепутаешь, смешаешь всё, а мне потом целый день в порядок приводить. — И это ты называешь порядком?—отецИсайя взялпачкулистовс топчана, приподнялиразжалладонь. Бумагипосыпались, перемешиваясь, сваливаясьнапол. — Бог те судья, Исайя, — авва Досифей замер в углу, исподлобья глядя на обидчика. — Мне- то, конечно, Бог —судья. Но тебе —я игумен. Отрока ещё упросил у себя оставить. Что он тут видит? Чему учится?У тебя же не только что вдвоём помолиться, одному на колени пасть негде—поклоны отбить... — Да разве ж писание житий не Богоугодное дело? Разве ж в удовольствие себе я эти неудобства терплю, а не за ради памяти начальников монастыря нашего — о Бозе почивших Зосимы иСавватия? Кому, как не мне взять на себя труд сей? Аз пришел в обитель сию застав ещё жива преподобного Зосиму, его же сподобился с братиею и погрести своими руками. Аз с Германом в единой келиижил... — Герман, и не умея книжного писания, Божьим промыслом вразумлён был. Всё, что видел при жизни отец наших, сего слов клириками было описано, и писания того не мало было, и не валялось оно у него по келии. Ты же по преставлении Германа игуменом был. О писании том не радел: просто, мол, писано. А как сказывал им Герман простой речью — так они и писали, не украшая речи, лишь памяти ради отец наших —Зосимы и Савватия. Где теперь те писания? — Тебе ли не ведомо? Некий священник от иных монастырей... — Ты ж, Досифей, игуменом был! Как ты мог — неведомо кого, ни имени того священника, ни монастыря его не помня, до писаний тех допустить? Как не уследил, что он, уходя восвояси, забирает их с собой? 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz