Колычев Н. Главы из нового романа "Феодорит" : [главы 1-3] // Площадь Первоучителей / [Мурм. орг. Союза писателей России]. – Мурманск, 2005. – № 5. – С. 137-154.
Игумен приподнял веки, удостоив постриженника внимательным глубо ким взглядом. Перед ним на коленях стоял перепачканный мокрый подросток. Худенький, с горящими волнением и счастьем глазами отрок смотрел ему пря мо в глаза. «Ищь ты, «воинство Христово», —подумал отец Исайя, вниматель но оглядывая его, но не прерывая обряда. — Воистину добро дело и блаженно избра, но аще совершивши е, добрая убо дела трудом снискаются и болезнию исправляются... «Дерзок, поди, самоволен.... А может, глуп?.. Нет, не похоже. Скорее, себе на уме. Оно ещё и не ведомо — что лучше. Авва Досифей говорит, что грамоте сильно способен. М-да... «, — игумен пожалел, что так и не нашёл времени как следует поговорить с постриженником, полностью доверив его заботам старца, аввы Досифея, бывшего сопостником самого Зосимы — начальника и устроителя Соловков. Авва Досифей был даже некоторое время и игуменом Соловецкого монастыря, но, вкусив игуменс кой жизни, быстро запросился «на покой». Братия его удерживать не ста ла, поскольку, будучи милейшим человеком, образцовым иноком и почи таемым старцем, авва Досифей по природе своей игуменом вовсе не был. Отец Исайя бросил взгляд наДосифея.Тот стоял подле постриженика, не рвно перебирая в руках чётки. «Переживает. Что-то он вовсе чувствами не владеет, дай волю, так и постригся бы ещё раз — за воспитанника своего. Эх, разбалует он его, спортит, как пить дать, спортит, если уже не спортил...« Игу мен вновь глянул на отрока. «Явно своевольник... но, судя по взгляду —честен. Ничё, даст Бог— хороший инок выйдет... со временем». — Волею ли своего разума приходеши Господеви? — Ей, честный отче! «Вот ведь блажит! Ему бы ко двору куда, на службу, в подьячие или писари определиться, коли грамоте разумеет... а он —гляди-ко, на край света, вмонас тырь». — Еда от некия беды или нужды? — Ни, честный отче! Игумен глянул на прижатые ко грудируки постриженика —красные, опух шие, в ссадинах и язвах. «То-то же! Это тебе не пером скрипеть. Это Соловки!» Отец Исайя не был силён в грамоте. Считая, что главное — не в чтении, а в молитве и труде во славу Божию, он с недоверием относился к мудрующим книжникам, считая, что страсть к чтению— источник ересей. «Есть Священ ное Писание —и довольно, особенно для монаха. Не мудрствованиями, а мо литвой и делами Богу угождают». Он вспомнил, как по прошествии нескольких месяцев пребывания в мона стыре под началом аввы Досифея, этот отрок после службы подошёл за бла гословением. Какие у него были руки! Мягкие, как бархат, белые, как снег... Оказалось, что они целыми днями занимались книгами, житиями, разбирали записи... Авве Досифею что скажешь? Он сам за себя перед Богом ответчик, а отро- ку-то к постригу готовиться надо, к жизни монашеской. И если, как Досифей говорит, он в книжной мудрости преуспел, так есть в жизни идругие мудрости, которые по книгам не постигнешь. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz