Колычев Н. Главы из нового романа "Феодорит" : [главы 1-3] // Площадь Первоучителей / [Мурм. орг. Союза писателей России]. – Мурманск, 2005. – № 5. – С. 137-154.

Игумен приподнял веки, удостоив постриженника внимательным глубо­ ким взглядом. Перед ним на коленях стоял перепачканный мокрый подросток. Худенький, с горящими волнением и счастьем глазами отрок смотрел ему пря­ мо в глаза. «Ищь ты, «воинство Христово», —подумал отец Исайя, вниматель­ но оглядывая его, но не прерывая обряда. — Воистину добро дело и блаженно избра, но аще совершивши е, добрая убо дела трудом снискаются и болезнию исправляются... «Дерзок, поди, самоволен.... А может, глуп?.. Нет, не похоже. Скорее, себе на уме. Оно ещё и не ведомо — что лучше. Авва Досифей говорит, что грамоте сильно способен. М-да... «, — игумен пожалел, что так и не нашёл времени как следует поговорить с постриженником, полностью доверив его заботам старца, аввы Досифея, бывшего сопостником самого Зосимы — начальника и устроителя Соловков. Авва Досифей был даже некоторое время и игуменом Соловецкого монастыря, но, вкусив игуменс­ кой жизни, быстро запросился «на покой». Братия его удерживать не ста­ ла, поскольку, будучи милейшим человеком, образцовым иноком и почи­ таемым старцем, авва Досифей по природе своей игуменом вовсе не был. Отец Исайя бросил взгляд наДосифея.Тот стоял подле постриженика, не­ рвно перебирая в руках чётки. «Переживает. Что-то он вовсе чувствами не владеет, дай волю, так и постригся бы ещё раз — за воспитанника своего. Эх, разбалует он его, спортит, как пить дать, спортит, если уже не спортил...« Игу­ мен вновь глянул на отрока. «Явно своевольник... но, судя по взгляду —честен. Ничё, даст Бог— хороший инок выйдет... со временем». — Волею ли своего разума приходеши Господеви? — Ей, честный отче! «Вот ведь блажит! Ему бы ко двору куда, на службу, в подьячие или писари определиться, коли грамоте разумеет... а он —гляди-ко, на край света, вмонас­ тырь». — Еда от некия беды или нужды? — Ни, честный отче! Игумен глянул на прижатые ко грудируки постриженика —красные, опух­ шие, в ссадинах и язвах. «То-то же! Это тебе не пером скрипеть. Это Соловки!» Отец Исайя не был силён в грамоте. Считая, что главное — не в чтении, а в молитве и труде во славу Божию, он с недоверием относился к мудрующим книжникам, считая, что страсть к чтению— источник ересей. «Есть Священ­ ное Писание —и довольно, особенно для монаха. Не мудрствованиями, а мо­ литвой и делами Богу угождают». Он вспомнил, как по прошествии нескольких месяцев пребывания в мона­ стыре под началом аввы Досифея, этот отрок после службы подошёл за бла­ гословением. Какие у него были руки! Мягкие, как бархат, белые, как снег... Оказалось, что они целыми днями занимались книгами, житиями, разбирали записи... Авве Досифею что скажешь? Он сам за себя перед Богом ответчик, а отро- ку-то к постригу готовиться надо, к жизни монашеской. И если, как Досифей говорит, он в книжной мудрости преуспел, так есть в жизни идругие мудрости, которые по книгам не постигнешь. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz