Кольцов, И. Неудобный генерал. Кн. 2 / Игорь Кольцов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2023. – 415 с.: ил.
В различных приказах и планах руководства партизанским движением, в особенности на первых этапах партизанского движения, призывы к нанесе нию ударов по вражеским коммуникациям нередко терялись в призывах к раз грому вражеских штабов, гарнизонов, отдельных фашистских подразделений, к поджогам складов, порче телефонной связи и так далее. Неопытные коман диры партизанских отрядов и соединений распыляли силы, тратили их на выполнение второстепенных, а то и третьестепенных задач. Положение изме нилось к лучшему после Приказа Наркома обороны от 5 сентября 1942 года (Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 00189 о задачах пар тизанского движения - прим. автора), который ставил перед партизанами в качестве главной задачи закрытие путей подвоза противником к фронту резервов, техники, боеприпасов и горючего. «Оперативный план боевых дей ствий партизан Украины на весенне-летний период 1943 года» требование сентябрьского приказа учитывал. Он предписывал крупнейшим партизан ским соединениям Украины выйти на территорию её западных и юго-запад ных областей и нанести удары по двадцати шести важнейшим железнодо рожным узлам. Предполагалось забросить в отряды и соединения до трехсот человек командно-политического состава и не менее ста тридцати девяти тонн различных грузов. Транспортным самолётам 101-го авиационного полка B. C. Гризодубовой, а также самолётам 1-й и 62-й авиатранспортных дивизий предстояло совершить минимум двести пятьдесят вылетов во вражеский тыл. Направленность и размах плана впечатляли. Однако, как я понял, под словосочетанием «удары по железнодорожным узлам» подразумевались пря мые атаки на эти узлы, их захват, разрушение стрелок, водокачек, семафо ров, пакгаузов и станционных построек. Сознание тут же подало сигнал опас ности. Особенно сильный после вчерашнего рассказа Анны о неоправданных потерях и ненужных жертвах. Сразу после провала «молниеносной войны» фашистское командование ста ло уделять охране железных дорог самое пристальное внимание. Уже 16 октя бря 1941 года Геринг издал директиву, требующую расстреливать или вешать каждого русского, приближающегося к железнодорожному полотну хотя бы на километр! Позже подобные директивы от палачей всехрангов посыпались как из рога изобилия. Охрана железных дорог усиливалась врагом по мере того, как увеличивалось число диверсий. В ряде мест партизанам даже приблизить ся к железнодорожному полотну стало крайне трудно. А уж об охране круп ных железнодорожных узлов враг позаботился особо! Тем более, что это были крупные города, где гитлеровцы держали сильные гарнизоны, располагающие артиллерией, а в ряде случаев танками. Командование такого гарнизона мог ло в критический момент вызвать на помощь и авиацию. Атаковать крупный железнодорожный узел, располагая лишь стрелковым оружием, двумя-тремя - 247 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz