Кольцов, И. Неудобный генерал. Кн. 2 / Игорь Кольцов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2023. – 415 с.: ил.

В различных приказах и планах руководства партизанским движением, в особенности на первых этапах партизанского движения, призывы к нанесе­ нию ударов по вражеским коммуникациям нередко терялись в призывах к раз­ грому вражеских штабов, гарнизонов, отдельных фашистских подразделений, к поджогам складов, порче телефонной связи и так далее. Неопытные коман­ диры партизанских отрядов и соединений распыляли силы, тратили их на выполнение второстепенных, а то и третьестепенных задач. Положение изме­ нилось к лучшему после Приказа Наркома обороны от 5 сентября 1942 года (Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 00189 о задачах пар­ тизанского движения - прим. автора), который ставил перед партизанами в качестве главной задачи закрытие путей подвоза противником к фронту резервов, техники, боеприпасов и горючего. «Оперативный план боевых дей­ ствий партизан Украины на весенне-летний период 1943 года» требование сентябрьского приказа учитывал. Он предписывал крупнейшим партизан­ ским соединениям Украины выйти на территорию её западных и юго-запад­ ных областей и нанести удары по двадцати шести важнейшим железнодо­ рожным узлам. Предполагалось забросить в отряды и соединения до трехсот человек командно-политического состава и не менее ста тридцати девяти тонн различных грузов. Транспортным самолётам 101-го авиационного полка B. C. Гризодубовой, а также самолётам 1-й и 62-й авиатранспортных дивизий предстояло совершить минимум двести пятьдесят вылетов во вражеский тыл. Направленность и размах плана впечатляли. Однако, как я понял, под словосочетанием «удары по железнодорожным узлам» подразумевались пря­ мые атаки на эти узлы, их захват, разрушение стрелок, водокачек, семафо­ ров, пакгаузов и станционных построек. Сознание тут же подало сигнал опас­ ности. Особенно сильный после вчерашнего рассказа Анны о неоправданных потерях и ненужных жертвах. Сразу после провала «молниеносной войны» фашистское командование ста­ ло уделять охране железных дорог самое пристальное внимание. Уже 16 октя­ бря 1941 года Геринг издал директиву, требующую расстреливать или вешать каждого русского, приближающегося к железнодорожному полотну хотя бы на километр! Позже подобные директивы от палачей всехрангов посыпались как из рога изобилия. Охрана железных дорог усиливалась врагом по мере того, как увеличивалось число диверсий. В ряде мест партизанам даже приблизить­ ся к железнодорожному полотну стало крайне трудно. А уж об охране круп­ ных железнодорожных узлов враг позаботился особо! Тем более, что это были крупные города, где гитлеровцы держали сильные гарнизоны, располагающие артиллерией, а в ряде случаев танками. Командование такого гарнизона мог­ ло в критический момент вызвать на помощь и авиацию. Атаковать крупный железнодорожный узел, располагая лишь стрелковым оружием, двумя-тремя - 247 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz