Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.
Феномен Канозера Мир духов рядом, дверь не на запоре, Но сам ты слеп и всё в тебе мертво. Умойся в утренней заре как в море, Очнись — вот этот мир, вступи в него. Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст. Перевод Б. Пастернака С середины XIX века в исторической науке Крайний Север воспринимался как околица цивилизации, от которой не следует ожидать никаких открытий. И это в то время, когда были известны уже монументальные наскальные полотна со многими сотнями изображений в Скандинавии, свидетельствующие о величии человеческого духа в этих экстремальных условиях. Только такой провидец, как Гёте с его блестящей интуицией, смог осознать фун даментальное значение духовности не только в настоящем, но и в далёком прошлом. Тем не менее даже в начале XX века наш крупнейший археолог А. Спицын писал о наскальных изображениях Севера: «Никого не манил этот материал — отрывочный, слабый и трудный для понимания». Положение стало постепенно меняться в конце 30-х годов прошлого века после научных изысканий и публи каций по этой тематике А. Линевского, В. Равдоникаса, Г. Халльстрёма. С середины 70-х «зазвучали» работы А. Формозова и Ю. Савватеева. К этому же времени относятся открытия таких изумительных петроглифиче ских комплексов, как Альта в Норвегии (К. Хельског) и Чальмн-Варре на Кольском полуострове (В. Шумкин). Постепенно стало формироваться даже такое специфическое историческое направление, как петроглифоведение. В этой «струе» успешно работают многие отечественные и зарубежные специалисты и любители, среди кото рых можно особо выделить В. Пойкалайнена и Э. Эрнитса, которые не только нашли новые группы изображе ний в Карелии, но и очень достойно их представили мировой общественности. Но на фоне такой стабильной «благополучности» обнаружение на исходе XX века в глухомани Кольской земли, в непроходимых болотах, на островах озера Канозеро огромного (более 1200 изображений в 18 группах) нового центра наскального творчества можно признать фантастической удачей. Даже добраться до этих мест дело да леко не простое. Но открыть такой памятник — ещё не всё, надо его изучить, сохранить, документировать. За по даренную долгую жизнь мне посчастливилось участвовать в работах на многих наскальных галереях Карелии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Кольского полуострова, так что я не понаслышке знаю об огромных трудностях в деле фиксации объектов такого рода памятников. Поэтому считаю многолетнюю исследовательскую деятель ность Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН (руководители В. Шумкин и Е. Колпаков) героическим деянием по условиям доставки и производства работ, научным воплощением которых стала предлагаемая вам книга. Вряд ли многие исследователи доберутся до Канозерского ансамбля, но авторы сделали максимально воз можным приблизить читателя к этому выдающемуся памятнику творческой активности, показать в деталях его своеобразие и познакомить со всеми характеристиками. С удовольствием рекомендую это уникальное по про думанности и точности исполнения высоконаучное издание — которое, уверен, станет событием в отечественном и зарубежном петроглифоведении, — для прочтения, изучения и раздумий, как специалистам, так и другим творческим личностям. Почётный профессор Санкт-Петербургского государственного университета А. Д. Столяр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz