Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

ТИПОЛО ГИЧЕ СКИЙ АНАЛИ З TY POLOGY OF ROCK CARV INGS Повторяемость этих сюжетов на разных памятниках на огромной территории при исполнении в разных стилях и их исключительной редкости свидетельствуют в поль­ зу того, что они отражают важные мифологические сю­ жеты, которые являлись общими для населения Северной Фенноскандии в эпохи неолита и раннего металла. Нали­ чие композиции любовный треугольник в Витлюке и Квилле в Южной Швеции, не относящихся уже к кругу наскального искусства охотников Севера, выполненной в совершенно иной технике и стиле, дополнительно под­ чёркивает важность и общность этого сюжета в пред­ ставлениях древнего населения Северной Европы. На этом фоне канозерская композиция бес с бабой вы­ глядит ещё более уникальной. (На Онеге, Залавруте и Поное есть композиции, которые можно подвести под этот тип с большой натяжкой, что в любом случае от­ личает их от ярко выраженных канозерских.) Причём два беса с предметами в руках, возможно, связывают эту композицию с композицией антропоморф с двумя стержнями. The recurrence of these subjects at different sites distrib­ uted over a vast area, on one hand, and their exceptional rarity and stylistic variability, on the other, suggest that they reflect important mythological subjects, common for the Neolithic and Early Metal Period populations of Northern Fennoscandia. Moreover, the presence of love triangle com­ position in Vitlycke and Kville in Southern Sweden, which belong to a quite another rock art tradition sharply differ­ ent in both technique and style, additionally stresses the importance of this subject universally shared by the ancient inhabitants of Northern Europe. Still more unique against this background appears to be the Kanozero composition demon with a woman. While some of the Onega, Zalavruga and Ponoy compositions can be (by a long stretch of imagination) classified to the same type, they are sharply different from the Kanozero scenes. Besides, it is possible that the two demons with objects in their hands connect this composition with the composition anthropo­ morph with two rods. К уникальным композициям Канозера относятся также охота с лодки на лося и охота с лодки на бобра. The scenes of elk huntingfrom a boat and beaver huntingfrom a boat too belong to the number of unique compositions of Kanozero. 346

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz