Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

Наскальное искусство Северной Европы и Канозеро Характерным для Канозера можно считать отсутствие контурного стиля изображений. Все выбивки на Кан­ озере выполнены в сплошном стиле, за исключением тех нескольких фигур, у которых необходимо было по­ казать нечто, находящееся внутри (беременные жен­ щины kln54, k4nl и бес е2п46). Однако сплошной стиль выбивок характерен вообще для всех «восточных» (находящихся на территории Русского Севера) памят­ ников наскального искусства. Интересными являются сходство и различие изображе­ ний лодок. Несмотря на существенные различия в стилях выбивок на разных памятниках (сплошные, контурные, каркасные, однолинейные), можно выделить набор при­ знаков, обязательный для всех североевропейских изо­ бражений лодок: 1) приподнятый форштевень с лосиной или оленьей головой; 2) выступающий вперёд по ниж­ нему краю лодки киль; 3) загнутый назад ахтерштевень. Создается впечатление, что сходство изображений лодок обусловлено не столько культурными связями между создателями наскальных изображений, сколько кон­ структивным сходством реальных лодок. Изображения лосей и оленей, а также их верениц и скоп­ лений присутствуют во всех памятниках с многочис­ ленными фигурами. При этом во всех определимых случаях лоси никогда не изображаются с рогами. Для Канозера характерны фигуры с ушами, изображёнными параллельно, в то время как на других памятниках уши обычно изображены в виде буквы V. Но более важным, как нам кажется, является сходство некоторых композиций и сложных фигур. Композиция любовь имеется на Канозере, Залавруге, Поное, Онеге, Намфорсене, Альте (?). Rock Art of Northern Europe versus Kanozero The absence of the outline (contour) style images can be considered characteristic of Kanozero. All the Kanozero petroglyphs are scooped-out, with the exception of a few figures for which it was necessary to show something inside them (pregnant women kln54, k4nl, demon e2n46). How­ ever, the same applies to all of the “eastern” rock art sites known on the territory of the Russian North. Similarities and differences in the depictions of boats are quite meaningful. Despite substantial differences in the style and method of carvings from different sites (solid, outline, frame, single-line), it is possible to distinguish a set of at­ tributes shared by the North European boats: 1) a high stem post with the elks or deer s head; 2) a forwardly protruding keel; 3) a backward curved stern post. Considering this set, an impression emerges that the similarity of boats is caused not so by cultural connections between the creators of the rock carvings in question as by the very similar design of the real boats. Images of elks and deer, as well as their strings and aggre­ gations are present in all assemblages with numerous fig­ ures. At that, none of the identified elks is depicted with antlers. Characteristic of Kanozero are figures with paral­ lel ears, while at the other sites the ears are usually de­ picted as letter V. O f particular importance, in our view, is the resemblance between some compositions and complex figures. Composition love is present in Kanozero, Zalavruga, Ponoi, Onega, Namforsen, Alta (?). Семья — Канозеро, Альта, Намфорсен, Скарванген. Family — Kanozero, Alta, Namforsen, Skarvangen.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz