Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

Типологический анализ: Сравнение с памятниками наскального искусства Северной Европы Typology of rock carvings: Comparison with rock art of Northern Europe Включение канозерских петроглифов в круг уже из­ вестных памятников наскального искусства является, несомненно, одной из важнейших задач их изучения. Очевидно, что петроглифы Канозера входят в круг на­ скального искусства Северной Фенноскандии. Все эти памятники резко отличаются, с одной стороны, от пет­ роглифов Южной Швеции и, с другой, от петроглифов Сибири. Если взять мелкие и совсем схематичные изображения лодок, людей и лосей-оленей, которые описываются несколькими признаками, то по ним легко найти сход­ ство между всеми комплексами петроглифов Северной Европы. Хотя даже по ним канозерские петроглифы более всего сходны с беломорскими и понойскими. Если же обратиться к более или менее тщательно выполнен­ ным изображениям с относительно большим количе­ ством деталей, то картина будет значительно более сложной и интригующей. Сравнение с отдельными памятниками Беломорские петроглифы в целом являются, безуслов­ но, наиболее сходными с канозерскими: лодки с лоси­ ными (или оленьими) форштевнями, китообразные (белухи?), сцены охоты на китообразных с лодок и на сухопутных животных. Причём они представлены в большом количестве и составляют основную тематику петроглифов беломорья. В то же время между бело­ морскими и канозерскими петроглифами наблюдаются существенные отличия. Наибольшее сходство, очевидно, существует в изобра­ жениях лодок. Форштевень с лосиной (или оленьей) головой, выступающий вперёд по нижнему краю лодки киль, приподнятый ахтерштевень, сплошная выбивка высокого корпуса. Достаточно лодок и с загнутым вниз концом ахтерштевня. Однако в изображениях экипажа лодок есть существенная разница. Для беломорских петроглифов характерны профильные фигуры гребцов, стоящих на лодках в полный рост с вёслами-гребками в руках. На Канозере таких изображений нет вообще. Люди в лодках, в лучшем случае, показаны выступаю­ щими над бортом по пояс, а единственная фигура сто­ ящего в полный рост члена экипажа лодки развёрнута анфас. Конечно, более всего сходны в обоих памятниках лодки с людьми-штырьками. The inclusion of the Kanozero assemblage into the context of the known rock art is, undoubtedly, one of the most im­ portant purposes of its study. It is quite obvious that Kano­ zero belongs to the range of North Fennoscandian rock art sites which are sharply different, on one hand, from the petroglyphs of southern Sweden and, on the other hand, from the petroglyphs of Siberia. If one takes the smallest and quite schematic depictions of boats, humans, and elks/deer, which can be described by just a few characteristics, it will be easy to find resem­ blance between all the known assemblages of petroglyphs of Northern Europe (though even in this case the petro­ glyphs of Kanozero would seem most similar to the White Sea and Ponoi ones). However, if one turns to the more or less carefully made images with a relatively large number of details, the picture will be much more complex and intriguing. Comparison with different rock sites The closest similarity to the Kanozero petroglyphs is dem­ onstrated, definitely, by the White Sea ones: boats with the elk (or deer) stem posts, cetaceans (white whales?), scenes of whale hunting from boats, scenes of terrestrial hunting. These subjects are present in great quantity and constitute the main theme of the White Sea petroglyphs. At the same time, besides similarities, there are also some substantial differences between the rock carvings of Kanozero and those of the White Sea region. The greatest similarity seems to exist between the depictions of boats. Stem posts with the elks (or deers) head, protrud­ ing front keels, high stern posts, scooped-out hulls. There is also a good few boats with a backward curved stern post. However, the depictions of the boat crews are substantially different. Characteristic of the White Sea are profile figures of rowers, standing in full length poses with paddles in their hands. No such images are known in Kanozero. At best the boaters are shown half-overhanging the edge of the board, and the only figure shown in a full length pose is turned en face. Of course, most similar in both complexes are boats with men denoted by stubs. 332

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz