Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

TYPOLOGY OF ROCK CARVINGS Охота на медведя (2) Самая сложная и многофигурная композиция. В груп­ пе к7 изображена цепочка медвежьих следов (28 экз.) с параллельными им лыжными следами (31 экз.), со­ провождающимися следами от лыжных палок (21 экз.); в конце этой цепочки следов — охотник, поражающий медведя (более похожего на белого) копьём в грудь. Использован естественный наклон скалы: следы по­ лого наискосок поднимаются вверх, а затем резко по­ ворачивают под острым углом вниз. Причём лыжные следы становятся длинными и появляется след от одной лыжной палки справа от лыжни — более тонкие линии с кружком (3 экз.), то есть изображён спуск с горы. Заканчивается лыжня парой поперечных лыжных сле­ дов и следами ног (5 экз.). Медвежьи следы сначала расположены равномерно, а затем группами по четыре, то есть сначала они соответствуют идущему, а затем бегущему галопом медведю. И медведь, и охотник изо­ бражены головой вниз, как бы по направлению движе­ ния. Охотник изображён в профиль. У него показаны две руки с пальцами, прикасающимися к копью, фаллос, ноги, слившиеся в одну. Копьё изогнуто под тупым углом. Видимо, требовалось изобразить поражение ко­ пьём в верхнюю часть груди медведя (в сердце?) или сломавшееся при ударе копьё. В композицию может входить бобр (k7n95), распо­ ложенный за спиной охотника. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Bear hunting (2) The most complex and multi-figured composition (group k7). A chain of bear footprints (28) with ski traces (31) parallel to them and accompanied by ski pole imprints (21). At the end of this chain is a hunter thrusting his spear into a bear’s chest (more similar to a polar bear). The artist used the natural inclination of the rock surface: the traces first go obliquely up, and then turn downward at an acute angle. The ski traces become longer, and imprints of one pole — thinner lines with a circle (3) — appear on the right of the track, i.e. the descent of the mountain is depicted. The ski track ends with a pair of transverse ski traces and 5 human footprints. The bear’s footprints first go one by one, and then by groups of four, that is first they correspond to a calm walking, and then to galloping. Both the bear and the hunt­ er are depicted upside down, as if in the direction of move­ ment. The hunter is shown in profile. He has two hands with fingers touching a spear, two legs merged into one, and a phallus. The spear is bent at an obtuse angle. Evi­ dently, the purpose was to depict hitting the upper part of the bear’s chest (the heart?) with a spear or a breaking of the spear. The beaver (k7n95) behind the hunters back may be a part of this composition too. 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz