Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.
TYPOLOGY OF ROCK CARVINGS Охота на медведя (2) Самая сложная и многофигурная композиция. В груп пе к7 изображена цепочка медвежьих следов (28 экз.) с параллельными им лыжными следами (31 экз.), со провождающимися следами от лыжных палок (21 экз.); в конце этой цепочки следов — охотник, поражающий медведя (более похожего на белого) копьём в грудь. Использован естественный наклон скалы: следы по лого наискосок поднимаются вверх, а затем резко по ворачивают под острым углом вниз. Причём лыжные следы становятся длинными и появляется след от одной лыжной палки справа от лыжни — более тонкие линии с кружком (3 экз.), то есть изображён спуск с горы. Заканчивается лыжня парой поперечных лыжных сле дов и следами ног (5 экз.). Медвежьи следы сначала расположены равномерно, а затем группами по четыре, то есть сначала они соответствуют идущему, а затем бегущему галопом медведю. И медведь, и охотник изо бражены головой вниз, как бы по направлению движе ния. Охотник изображён в профиль. У него показаны две руки с пальцами, прикасающимися к копью, фаллос, ноги, слившиеся в одну. Копьё изогнуто под тупым углом. Видимо, требовалось изобразить поражение ко пьём в верхнюю часть груди медведя (в сердце?) или сломавшееся при ударе копьё. В композицию может входить бобр (k7n95), распо ложенный за спиной охотника. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Bear hunting (2) The most complex and multi-figured composition (group k7). A chain of bear footprints (28) with ski traces (31) parallel to them and accompanied by ski pole imprints (21). At the end of this chain is a hunter thrusting his spear into a bear’s chest (more similar to a polar bear). The artist used the natural inclination of the rock surface: the traces first go obliquely up, and then turn downward at an acute angle. The ski traces become longer, and imprints of one pole — thinner lines with a circle (3) — appear on the right of the track, i.e. the descent of the mountain is depicted. The ski track ends with a pair of transverse ski traces and 5 human footprints. The bear’s footprints first go one by one, and then by groups of four, that is first they correspond to a calm walking, and then to galloping. Both the bear and the hunt er are depicted upside down, as if in the direction of move ment. The hunter is shown in profile. He has two hands with fingers touching a spear, two legs merged into one, and a phallus. The spear is bent at an obtuse angle. Evi dently, the purpose was to depict hitting the upper part of the bear’s chest (the heart?) with a spear or a breaking of the spear. The beaver (k7n95) behind the hunters back may be a part of this composition too. 323
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz