Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.
Типологический анализ: Композиции Typology of rock carvings: Compositions Бес с бабой (6+3+1) Большой антропоморф хватает маленького. 6 компо зиций имеют наибольшее количество деталей (е2п46, e2n74, kln5, к7п250, к7п320, к7п393). У основной фигу ры предплечья подняты вверх, хотя бы на одной руке изображены пальцы (от 3 до 5), чётко изображён фаллос (кроме фигуры е2п74, у которой нижняя часть слива ется с плавником морского чудовища), а в трёх случаях и тестикулы (kln5, к7п320, к7п393). Вторая фигура мень шего размера расположена над головой и/или сбоку от верхней части основной. В четырёх случаях она уве ренно определяется как женская (e2n46, e2n74, kln5, к7п393 — эти фигуры обсуждались выше), в одном без признаков пола (k7n320) и в одном плохо читается (к7п250). Предплечья у женских фигур опущены вниз, и у одной изображены пальцы. Во всех случаях фигуры или соединены между собой, или расположены вплот ную друг к другу (kln5). Характерно, что у четырёх мужских фигур изображены пальцы на обеих руках и у двух пальцы на правой руке, которая накладывается на женскую фигуру. Мужской персонаж как бы хватает или уже схватил женщину. К ним примыкают две композиции из однолинейных фигур. В первой — рука мелкой фигуры соединяется с рукой крупной и у крупной обозначен фаллос (rOnl 1). Во второй —нога мелкой фигуры соединяется с головой крупной (г0п17). Рядом с ними в обоих случаях нахо дится профильный зооморф. И ещё одна композиция (eln26), в которой фигуры, аналогичные бесу-бабе-зооморфу, не соединены друг с другом. В группе еб над фигурой беса расположена неясная фи гура — возможно, они также относятся к этому типу композиций. Demon with a woman (6+3+1) A big anthropomorph grasps a smaller one. 6 composi tions have the greatest number of details (e2n46, e2n74, kln5, k7n250, k7n320, k7n393). The main figure’s forearms are raised, at least one of its hands is shown with fingers (from 3 to 5), there is a clear depiction of the phallus (except figure e2n74, whose lower part merges with a sea monster’s fin), and in three instances of testicles as well (kln5, k7n320, k7n393). The smaller figure is placed above the head or to the side of the upper part of the main one. In four instances in can be safely identified as female (e2n46, e2n74, kln5, k7n393 — these figures were discussed above), one figure shows no sexual characters (k7n320), and one is too vague (k7n250). The forearms of the female figures are lowered down, and fingers are depicted in one figure only. In all cases the two figures are either connected to each other or positioned side-by-side (kln5). It is remarkable that four male figures have fingers on both hands, and two on the right hand, which is superimposed on the female figure. The male figure is as if seizing or has already seized the fe male one. Semantically close to them are two compositions consisting of single-lined figures. In the first composition a foot of the smaller figure joins with the head of the bigger one. (r0nl7). In the second composition a hand of the smaller figure joins with the hand of the bigger one, which has a phallus (rOnl 1). In both cases there is a profile zoomorph nearby. One more scene (eln26), where the figures analogous to the demon-woman-zoomorph do not join with each other. In group e6 a vague figure is positioned above a demon — they may belong to the same type of composition also.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz