Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.
ТИПОЛОГИЧ ЕСКИЙ АНАЛИЗ TY POLOGY OF ROCK CARV INGS Самые длинные форштевни (k7nl98, k7n218, k7n321, The longest stem posts (k7nl98, k7n218, k7n321, k7n328) k7n328) почти равны длине корпуса их лодок. are nearly as long as the hull itself. Только 4 лодки обладают особыми выгнутыми вперёд длинными форштевнями ( k ln l, k ln2, k ln !7 , k7n460). Only 4 boats have peculiar forwardly-curved long stem posts (k ln l, kln2, k ln l7 , k7n460). Ахтерштевни можно считать отсутствующими лишь у 16 прямоугольных лодок из всех 164 определимых. Stern posts appear to be absent in 16 of 164 identifiable boats only. Они изображены в виде тонкого стержня (иногда про сто выступа), отходящего от кормы горизонтально на зад или под углом вверх (иногда почти вертикально вверх). Нередко его конец загнут вниз или от него от ходит вниз короткий отросток. Реконструкция. Таким образом, можно заключить, что создателям петроглифов важно было изобразить лоси ный форштевень, ахтерштевень и выступающий вперёд киль. Это заключение дополнительно подтверждается при обращении к наиболее тщательно выполненным изображениям лодок, которые одновременно являются и самыми крупными по размерам. Большинство из них имеют удлиненный форштевень, выраженный высту пающий вперёд киль, выступающий назад киль или прямоугольную нижнюю часть кормы, чётко выражен ный ахтерштевень, часто с отростком вниз. They are depicted in the form of a thin rod (sometimes in the form of a simple projection), raking backward either horizontally or upward with some inclination angle (some times almost vertically). Not infrequently its end is bent down or has a short spur directed downward. Reconstruction. Thus, it is possible to conclude that the creators of the petroglyphs aspired to depict a stem post with the elk’s head, a stern post, and a forwardly protruding keel. This conclusion is supported by the analysis of the most carefully executed figures, which are also the biggest ones. Most of them have an elongated stem post, a conspicuous front keel, a back keel or rectangular lower part of the stern, and a prominent stern post (often with a spur directed down ward). Отклонения от этого «идеала» немногочисленны и не вы глядят существенными, поскольку в основном при вязаны к мелким (с плохо различимыми деталями) или грубовато выполненным изображениям. В связи с этим наиболее обоснованным выглядит заключение о том, что на канозерских петроглифах представлен только один конструктивный тип судна (исключая 4 серповидные лодки). Подходящим к на шим изображениям типом судна является конструк ция, в основе которой лежит широкая килевая доска, на которой крепятся борта, нос и корма. Доска эта выступает вперёд, за пределы носа, и назад, за корму, образуя силуэт, соответствующий изображениям лодок на Канозере. Такие лодки достаточно известны этно графически в разных уголках мира. Deviations from this “ideal” are few and do not look sub stantial, because, as a rule, they are associated with small (with poorly discernable details) or roughly executed depic tions. Thereby, it seems most reasonable to conclude, that all of the Kanozero petroglyphs show the same type of the vessel (excluding 4 sickle-shaped boats). Its construction seems to have been based on a broad keel plate, to which were attached the boards, nose, and stern. This plate protrudes both forward, beyond the bow, and backward, beyond the stern, forming a silhouette corresponding to those of the Kanozero boat figures. Such boats have been ethnographi- cally reported from different corners of the world. 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz