Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

Точечная Это наиболее распространённая на Канозере техника. 1) Точки мелкие 2-5 мм, расположены очень плотно, сливаясь друг с другом, глубина выбивки 1-2 мм, про­ филь плоский, но на отдельных участках может быть неровным. В этой технике выполнены все фигуры на скале Одинокой. 2) Точки мелкие 2-5 мм, относительно глубокие (глу­ бина самих точек достигает 3 мм), расположены плотно. Крест (еЗп41) в группе еЗ. 3) Точки 4 -7 мм, расположены вплотную друг к другу, равномерно заполняют всю фигуру, глубина выбивки 1-3 мм. Эта техника представлена широко: все выбивки в группе е2, часть в группах еі, еЗ. 4) Точки среднего размера 5-8 мм, расположены очень плотно, сливаясь друг с другом, глубина выбивки может доходить до 5 мм, профиль овальный во всех частях фигуры. В этой технике выполнена часть фигур в груп­ пе еЗ (а также kln43, к7п85, к7п86). 5) Точки крупные 5-10 мм, расположены вплотную друг к другу, равномерно заполняют всю фигуру, глубина выбивки 1-5 мм (eln25, e5nl). 6) Точки крупные 5-10 мм, различаются по глубине до нескольких раз, мелкие точки лишь немного глубже окружающей поверхности, расстояние между глубоки­ ми точками очень неравномерное. Гагара (k7n402). 7) Точки крупные -10 мм, расположены на разном рас­ стоянии друг от друга — до диаметра точки, в узких частях — вплотную друг к другу, глубина выбивки 2-3 мм. Эта техника представлена только в группе е4. 8) Точки практически не читаются в глубокой выбивке, до 11 мм, имеющей овальный профиль, и в широких частях фигуры. В этой технике выполнены все фигуры в группе к4, а также в южной части группы k l вокруг сцены рыбалки. Stipple pecking This technique was the most widespread one in Kanozero. 1) Small dots (2-5 mm), spaced very densely merging with each other, the depth is 1-2 mm, the profile is flat or, less frequently, uneven. All the figures of rock Odinokaya are executed in this technique. 2) Small dots (2-5 mm), relatively deep (the maximum depth reaches 3 mm), densely spaced. Cross (e3n41) in group e3. 3) Dots of 4 -7 mm, placed side by side, evenly filling the whole figure, the depth is 1-3 mm. This technique is widely represented (all figures in group e2 and a part of figures in groups el and e3). 4) Middle-sized dots (5-8 mm), spaced very densely, merg­ ing with each other, the depth may reach 5 mm, the profile is oval in all parts of the figure. This technique was employed to produce a part of figures in group e3 (as well as kln43, k7n85, k7n86). 5) Big dots (5-10 mm), placed side by side, evenly filling the whole figure, the depth is 1-5 mm (eln25, e5nl). 6) Big dots (5-10 mm), their depth may differ in several times, the shallow dots are just slightly deeper than the sur­ rounding rock surface, the distance between the deep dots is highly variable. Loon (k7n402). 7) Big dots (-10 mm), spaced at varying distances from each other (the distance may be equal to the dot diameter), in narrow parts they are placed side by side. This technique is present in group e4 only. 8) Dots that are practically indiscernible in deep (up to 11 mm) carvings, having an oval profile both in narrow and broad parts of the figures. This technique was employed to make all the figures of group k4, as well as those in the southern part of group k l that surround the scene of fishing.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz