Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

Набор признаков, характеризующих технические осо­ бенности выбивок, не сводится к перечисленным ос­ новным типам. Для ряда фигур внутри обозначенного типа можно показать индивидуальные особенности — нечто вроде «руки мастера» или «личного стиля». При этом их разнообразие таково, что неизбежно напра­ шивается вывод о том, что выбивки создавались раз­ ными мастерами и в разное время. Распределение техник по фигурам и группам Точечная по шлифовке Единственный случай применения этой техники — это фигуры k7n265 и к7п266. В этом конкретном случае не вызывает сомнений, что участок скалы был первона­ чально зашлифован и только затем на нём была про­ изведена выбивка. Причём выбивка очень мелкая по глубине — не более 1 мм, но частая, точки угловатые, размером 2-4 мм, расположены вплотную друг к дру­ гу. На зашлифованной поверхности и такая мелкая выбивка хорошо видна. Как можно предположить, эта техника была применена для получения эффекта движения выбитой фигуры. Прошлифованный участок расположен в скальной лож­ бине, имеющей легкий уклон. Во время и после дождя по нему стекает вода и в её бликах создаётся впечатление, что выбитый по шлифовке антропоморф с хвостом- фаллосом движется. Подшлифованная К этой технике более или менее уверенно можно отнести значительную часть выбивок в группе к7 и фигуру беса (ебпі) в группе еб, изображения лодки (кЗпб) и камбалы (k3n7) в группе кЗ. Глубина подшлифованных фигур от 0.1 до 1 см. Поверхность тела фигуры в большинстве случаев плоская и, иногда, с желобками, направленными вдоль его длинной оси (каннелированная). Если наша идентификация верна, то намеренная под- шлифовка присутствует только на тех выбивках, кото­ рые располагаются выше 4.5 м над современным уров­ нем воды в озере. В палимпсестах шлифованные поверхности перекрываются точечными или подшли- фованными же. При этом и они перекрывают какие-то выбивки, характер которых не определить. Прорезная техника встречается только в сочетании с подшлифованной, в деталях фигур (перья на крыльях, когти на следах, фаллос и тестикулы у антропоморфа к7п320). The set of attributes characterizing the techniques of carving cannot be reduced to the main types listed above. Some figures reveal individual peculiarities within a given type — something in a kind of a “maker s hand” or “personal style”. Moreover, the diversity of these peculiarities is suggestive of a conclusion that the carvings could have been created by dif­ ferent makers and in different times. D istribu tion o f the techniques am ong figures and groups Stipple pecking on grinding The use of this technique is exemplified only by figures k7n265 and k7n266. In this particular case there are no doubts that the figures were pecked out only after the rock surface was ground. The pecking is very shallow (the depth does not exceed 1 mm), but dense, the pecking scars are angular, 2-4 mm in size, placed side by side. Even such shal­ low carvings can be clearly seen on the ground surface. One may suppose that this technique was employed to create an effect of a moving figure. The ground area is confined to a gently sloping rock gully. During and after raining, when the rain water flows through this gully, there is no escaping the impression that the anthropomorph with a tail-phallus pecked in the ground area is moving. Grinding This technique appears to have been used to produce a con­ siderable number of carvings in group k7, a demon figure (e6nl) in group e6, as well as a boat (кЗпб) and a flatfish (k3n7) in group k3. The depth of the ground figures varies from 0.1 to 1 cm, their surface is usually flat, but sometimes it has longitudinal flutes. If our identification is correct, the intentional grinding is present only on the carvings which are situated higher that 4.5 m above the present lake level. In palimpsests the ground surfaces are overlain with either stipple ones or other ground surfaces. The former, in their turn, also overlay some carv­ ings, whose character defies identification. The incising technique occurs only in combination with the grinding one. 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz