Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

ТЕ ХНИКА ВЫБИВКИ ROCK CARVING T E CHN IQUE S 3. Точечная по шлифовке. Точки от выбивки находят­ ся на гладком участке скалы, — значительно более глад­ ком по сравнению с окружающим участком. Точки рас­ положены вплотную друг к другу. 4. Точечная. Поверхность фигуры заполнена отдельны­ ми точками. Явная подшлифовка не прослеживается. Варианты точечной поверхности многочисленны. Они различаются по нескольким параметрам: по размеру точек, по расстоянию между точками, по регулярности расположения точек. 1) Точки мелкие 2 -5 мм, расположены очень плотно, сливаясь друг с другом. 2) Точки мелкие 2-5 мм, относительно глубокие (глу­ бина самих точек достигает 3 мм), расположены плотно. 3) Точки среднего размера 4-7 мм, расположены вплот­ ную друг к другу, равномерно заполняют всю фигуру. 4) Точки среднего размера 5-8 мм, расположены очень плотно, сливаясь друг с другом. 5) Точки крупные 5-10 мм, расположены вплотную друг к другу, равномерно заполняют всю фигуру. 6) Точки крупные 5-10 мм, различаются по глубине до нескольких раз, некоторые точки лишь немного глуб­ же окружающей поверхности, расстояние между глу­ бокими точками очень неравномерное. 7) Точки крупные -10 мм, в широких частях фигуры рас­ положены на разном расстоянии друг от друга —до диа­ метра точки, в узких частях — вплотную друг к другу. 8) Точки практически не читаются в глубокой выбивке, до 11 мм, имеющей овальный профиль и в широких частях фигуры. Для создания разных частей одной фигуры могли ис­ пользоваться разные техники. Например, изображение журавля-гагары создано тремя техническими приёма­ ми: тело и голова выбиты и плоско зашлифованы, шея и ноги прошлифованы с овальным профилем, перья на крыльях прорезаны. Этот пример, в частности, по­ казывает, что техника выбивки сама по себе не может использоваться как хронологический индикатор. Края выбивок в одних случаях ровные, а в других — неровные, «зубчатые» или «рваные». Однако «рваный» край мы видим в тех случаях, когда выбивка находится на гладком участке скалы, заполированном природой. В тех случаях, когда поверхность скалы сравнима с по­ верхностью выбивки, край выбивки визуально воспри­ нимается как ровный. Настоящим ровным краем обла­ дают только фигуры с прошлифованной поверхностью. 3. Stipple on grinding. Pecking dots are on a smooth area, which is much smoother that the surrounding rock surface. The dots are situated side by side. 4. Stipple. The inner space of figures is filled with dots. Nor clear sings of grinding can be detected. The stipple surfaces exist in numerous varieties, which differ from one another in a number of parameters (size of dots, distance between them, degree of regularity in their arrangement). 1) Small dots (2-5 mm), placed very densely, merging with each other. 2) Small dots (2-5 mm), relatively deep (the maximum depth reaches 3 mm), densely spaced. 3) Middle-sized dots (4-7 mm), placed side by side, regu­ larly arranged. 4) Middle-sized dots (5-8 mm), placed very densely, merg­ ing with each other. 5) Big dots (5-10 mm), placed side by side, evenly filling the figure area. 6) Big dots (5-10 mm), their depth may differ in several times, the shallow dots are just slightly deeper than the sur­ rounding rock surface, the distance between the deep dots is highly variable. 7) Big dots (-10 mm), in wide parts of the figures they are spaced at varying distances from each other (the distance may be equal to the dot diameter), and in narrow parts they are placed side by side. 8) Dots that are practically indiscernible in deep (up to 11 mm) carvings, having an oval profile both in narrow and broad parts of the figure. Different techniques could be used to create different parts of the same figure. For example, the image of a crane-loon was made with the help of three technical methods: the body and the head are pecked out and ground, the neck and the legs are ground in such a way as to make their profiles oval, and the feathers on the wings are incised. This example shows, in particular, that taken by itself the technique of carving cannot be used as a chronological marker. The edges of carvings sometimes are even and sometimes uneven — “jagged” or “ragged”. The latter, however, are seen in those cases only when the carving is on a smooth, natu­ rally polished rock area. If the natural surface is compa­ rable to that of the carving, the edge is visually perceived as even. Only the figures with ground surfaces have really even edges. 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz