Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.
Т ЕХНИКА ВЫБИВКИ ROCK CARVING TE CHNIQUE S В то же время, по нашим наблюдениям, длительное на хождение канозерских скал под слоем грунта приводит к их эрозии и от первоначальной поверхности выбивок вообще ничего не остаётся. Это обнаруживается на некоторых несомненных фигурах, поверхность которых ничем не отличается от окружающей их поверхности скалы. At the same time, according to our observations, the rock areas that were long covered with earth are eroded so heav ily that nothing remains of the original surface of carvings. There are some figures whose surface does not differ from the surrounding natural rock surfaces. Вряде случаев для характеристики поверхности выбивок можно учитывать размер выбоин-точек и расстояние между их центрами. Однако разумное использование этих параметров достаточно проблематично. Первому препятствует разная сохранность поверхностей: по скольку точки имеют конусообразную форму, то чем сильнее поверхность стёрта, тем меньше диаметр точки. Второму препятствует реальная неравномерность на несения точек в большинстве случаев: на разных участ ках одной и той же фигуры плотность сохранившихся точек может быть весьма различной. В то же время для некоторых фигур можно отметить, что поверхность одних состоит из мелких точек размерами менее 5 мм, а других — из крупных точек размером до 1 см. Пока не удалось надежно разделить фигуры, выбитые каменным и металлическим инструментом. Небольшие раскопки, произведённые вплотную к скалам с группами Еловый-6 и Каменный-7, позволили обнаружить мелкие чешуйки кварца, часть из которых скорее всего образо валась в результате выкрашивания рабочего конца ин струмента, применявшегося для выбивки наскальных фигур. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания ряда фигур применялись каменные инстру менты. Применение металлических инструментов мож но предполагать по тому, что поверхность некоторых фигур состоит из равновеликих округлых выбоин-точек. Таким образом, специфика объекта приводит к заклю чению о том, что между наблюдаемыми в наше время характером поверхности и профилями фигур и при менённой в древности техникой создания этих фигур существует значительный разрыв. По этой причине наши выводы о технике выбивки неизбежно оказыва ются весьма опосредованными. In a number of instances to characterize the surface of rock carvings it is possible to use the size of the pecking scars and the distance between their centers. However, the use of these characteristics is associated with some difficulties. The first one is caused by the fact that the rock surface condition is no t homogenous. As the pecking scars are conical, the more the surface is abraded the less is their diameter. The second problem is that the density of the scars in different parts of the same figure can be highly variable. None the less, it is possible to note that whereas the surfaces of some figures consist of small scars whose diameter does not exceed 5 mm, the other are formed by big scars up to 1 cm in size. It is still impossible to reliably distinguish the figures made with stone implements from those made by metal tools. The small-scale excavations conducted in direct proximity to the rocks with groups Elovyi-6 and Kamennyi-7 yielded tiny chips of quartz, some of which seem to have formed as a result of crumbling of the working ends of the imple ments used to make the rock carvings. Therefore, one may conclude that a number of figures were created with the help of stone implements. As to the use of metal tools it may be indicated by the fact that the surface of some figures consists of equal-sized round punctiform indents (pecking scars). All in all, the specifics of the object under study leads to an inevitable conclusion that there is a considerable disjunc- ture between the presently observed character o f the figure surfaces and profiles , on one hand, and the technique used by the ancient creators of these figures to produce them, on the other. 273
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz