Колпаков, Е. М. Петроглифы Канозера = Rock carvings of Kanozero / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин ; Рос. акад. наук, Ин-т истории матер. культуры, Кол. археол. экспедиция. - Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. - 421, [2] с. : ил., цв. ил.

М етодика поисков и фиксации Скалы на Канозере сложены сланцами, поверхности скал относительно мягкие и легко разрушаются. Поэтому даже глубокие выбивки (до 1 см) нередко плохо раз­ личимы. Кроме того, часть древних выбивок сильно повреждена современными надписями туристов-ван- далов. Выявление выбивок производилось путём осмо­ тра скальных поверхностей в разных режимах освещён­ ности, в том числе с применением зеркала и экранов, под непрозрачной плёнкой, ночью —с фонарями. Кроме того, как способ выявления гравировок использовались протирки на бумагу графитом и копировальной бумагой. Наилучшим способом оказался поиск выбивок под чёр­ ной непрозрачной плёнкой (ср. Gjerde 2010: 68-69). ВВЕДЕНИЕ Фиксация петроглифов состояла в выполнении протирок, фотографий, прорисовок фигур, сводных планов, кратких описаний фигур и техники их выбивки. В начале работ на Канозере чертежи выполнялись по протиркам сучётом фотографий. Однако опыт показал, что для Канозера этот способ является крайне неточным и часто приводит к существенным ошибкам. Многочисленные трещины, шрамы и естественные выбоины в скале, а также по­ вреждения самих гравировок, палимпсесты и т. п. при­ водят к тому, что на протирках и фотографиях невоз­ можно отличить искусственные углубления от естествен­ ных (ср. Брюсов 1937: 179; Gjerde 2010: 72). M ethods o f surveying and recording The rocks of Kanozero are formed by slate, their surface is relatively soft, and as a result of this even deep carvings (up to 1 cm) are not infrequently barely discernable. In addition, a part of ancient carvings is heavily damaged by recent graffiti left by tourists-vandals. The search for petroglyphs was carried out by examining rock sur­ faces under various regimes of lighting, with the help of mirrors, screens, torches (during the night time), and non-transparent plastic. Besides of this, the tracing for carvings was done by means of rubbing with graphite and copy paper. The best way proved to be the search with the use of black non-transparent plastic (see Gjerde 2010: 68-69). IN T RODUC T ION The recording of the petroglyphs consisted in their tracing, photographing, drawing of figures, making general plans, and describing both the figures and the techniques involved in their production. In the beginning of our works the draw­ ings were executed on the basis of tracings and photographs. However, this method proved to be unsuitable for Kanozero, because it often led to substantial errors and always to inac­ curacies. Numerous fissures, scars, and indents on rock sur­ faces, as well as defects of petroglyphs themselves, palimp­ sests, etc. make it almost impossible to tell artificial furrows from natural ones on frottages and photographs (see Брюсов 1937: 179; Gjerde 2010: 72). Поиск и трассировка петроглифов под плёнкой- Еловый-3. 2007 Searching for and tracing the rock carvings with plastic. Elovyi-3. 2007 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz