Кольский сборник. 3 / Рос. акад. наук, Ин-т истории материальной культуры, Кол. археолог. экспедиция ; [отв. ред. Колпаков Е. М.]. - Санкт-Петербург : ООО «ЛЕМА», 2022. - 176 с., ил.

Наскальные изображения полуострова Рыбачий соответствует высотному расположению писаниц на правом берегу Пяйве. Эти обстоятельства - высота и находка пли т ки с краской на мезолитической с т о ян к е - с к л он я ли а в т ор а о т к ры т и я в поль зу отнесения писаниц Пяйве к мезолиту. Гравировки он считал более поздними. Гипсометрические отметки наскальных и з о б р а ­ жений Пяйве (24 м) и Майки (38 м) допускают их со здание начина я с ме золи т а и до наших дней. Поэтому использование высотных отметок в данном случае ничего не даёт. Е д ин с т в енным методом датирования здесь является типологический. Сходные и зобр аж ени я есть на ряде памятников наскального искусства Северной Фенноскандии. Ближайший памятник - Руксесбакти (Ruksesbakti) в П о р с а н г е р -ф ь о р д е с н а р и с о в а н ны м и к р а с н ой краской геометрическими фигурами (вложенными ломаными линиями), - норвежские исследователи относят к эпохе бронзы - раннему железу [Schanche 2004; Kivikas 2005: 14]. Кроме него, Гаскавр 1 и 2 (Gaskavrre) на озере с этим названием в западной Л а п л а н д и и в Ш в ец и и [R am q v is t et al. 2016]. Отдельные геометрические фигуры на писаницах Финляндии также близки фигурам Пяйве, особенно орнаменты на писаницах Витряск (Vittrask) [Kivikas 2005: 167] и Иевасвуори (Ievasvuori) [Kivikas 2005: 147]. Б о л ь ш и н с т в о и с с л е д о в а т е л е й о т н о с и т п и с а н и цы Ф и н л я н д и и к п о з д н ем у м е з о л и т у и неолиту. Среди петроглифов норвежской Альты (A lta ) есть н е с к о л ь к о о р н а м е н т а л ь ны х фигур отдалённо сходных с фигурами Пяйве [Helskog 2014; Колпаков 2020а: 186 рис. 1]. На памятниках наскального искусства Кольского полуострова также есть аналогичные фигуры. На Канозере в группе Еловый-3 м е андроподобны е фигуры e3n77 и e3n125 [Колпаков 2020б: 139-140 рис. 14]. З о о м о р ф ы с у д л и н ё н н ы м и т е л ам и и длинными ушами характ ерны для п е тро глифов Ч ал ьмн -В ар р э на Поное [Колпаков и др. 2018]. Петроглифы Канозера и Чальмн-Варрэ мы относим к неолиту и бронзовому веку [Колпаков, Шумкин 2012: 350]. Сходные меандроподобные орнаменты известны на костяных и роговых изделиях неолита и бронзового века Северной Фенноскандии [см. Гурина 1997 рис. 51-56]. Орнаментальные мотивы из повторяющихся л о м а н ы х л и н и й , в ы п о л н е н н ы х г р е б е н ч а т ы м штампом, распространены на керамике этого же региона в неолите и бронзе. Некоторое сходство е с т ь с г р а в и р о в к а м и на м ы л ь н о м к а м н е из Дроздовки -заставы в Дроздовской губе, о тнося ­ щемуся к эпохе бронзы [Гурина 1997 рис. 53- 5; Shumkin 2000: 226]. Таким образом, по аналогии с изображениями на других п ам я тник ах на скального искусства и на портативных артефактах наскальные изображения Пяйве можно отнести к периоду от позднего мезо­ лита до бронзового века - т.е. пока их приходится датировать в широком интервале: 7-2 тыс. до н.э. О датировке писаниц Майки В.Я. Шумкин писал: «Подобные рисунки встречены на скалах Финлян­ дии (Тайпаласаари) и среди пещерных росписей Норвегии (Солсем, Гравик). На о снов ании этих аналогий композицию можно предположительно датировать II тысячелетием до н.э.» [Шумкин 1990: 41]. Куэсты, на крайнем левом из которых находятся писаницы и гравировки Пяйве. Вид с В 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz