Кольский сборник. 3 / Рос. акад. наук, Ин-т истории материальной культуры, Кол. археолог. экспедиция ; [отв. ред. Колпаков Е. М.]. - Санкт-Петербург : ООО «ЛЕМА», 2022. - 176 с., ил.
Аникиева могила на полуострове Рыбачий В 1884 г. Й.А. Фриис издал работу, посвящённую истории Трифонов-Печенгского монастыря [Friis 1884]. Некоторые её фрагменты перевёл и издал на р у с с к о м я з ы к е р у с с к и й д и п л о м а т Д м и т р и й Николаевич Островский [Фриис 1885]. В ней норвежский профессор уже не упоминает о своей предыдущей ин т ерп р ет ации предания об Анике, а подробно рассказывает о боярском сыне Фёдоре, ставшем монахом Трифонов-Печенгского монастыря, получив имя Амвросий. Именно он, по мнению Й.А. Фрииса, победил разбойника в поедин ке. После гибели Аники его люди «в ужасе броси лись в бегство; добежав до корабля, они поспешно подняли якорь и уплыли. С тех пор их больше не ви дали. Русские вырыли посреди круга могилу, зарыли в неё тело Аники и наброс али сверху каменьев» [Фриис 1885: 276]. Источник происхождения этой легенды Й.А. Фриис не у к а зы в а л , и некоторые исследователи считают, что историю про монаха Амвросия он просто придумал [Eriksen 1996: 11] К концу XIX в. «Аникиева могила» стала заметной достопримечательностью на Мурманском берегу, и т о т же Д .Н . О с т р о в с к и й в к л ю ч и л её в с в ой пу т е в о ди т е л ь по Сев еру России , где у к а з а л на ра сположенный н а п р о ти в о с тров а на материке «круг из камней», в котором проходил поединок [Островский 1898: 104-105]. В 1901 г. ш т у рм а н с к и й офицер ш т а б с - к а пи т а н Н.В. Морозов неоднократно посещавший северное побережье Кольского края, при составлении лоции Мурманского берега отдельно упомянул о поединке ш о т л а н д с к о г о (?) б о г а ты р я А н и к и с р у с с ким рыбаком. Место поединка со слов местных жителей «находится на в о звышенно с ти пр о т ив острова, здесь из камней сложен довольно правильный круг, под к о т о р ы м б у д т о бы и п о х о р о н е н Ани к а » [Моро зов 1901: 292] . Он же прив ёл сообщени е местного колониста Фридрексена о находке костей ног Аники (одна из которых, с его слов, хранится в Бергенском музее), которые оказались вдвое больше костей взрослого человека. В 1909 г. изв е с тный кольский промышл енник и краевед Г.Ф. Гёбель ссылаясь на рассказ смотрителя цып-наволокского маяка (всё того же Фридрексена), цитировавшего некие «датские хроники» привёл легенду об Анике, где было указано, что Аника был убит б о яр с ким сыном между пер вым и вторым разорением Печенгского монастыря [Гёбель 1909: 101 -103 ]. Вполне в о зм ож н о , что э ти «датские хроники» не что иное, как публикации Й.А. Фрииса, посв ящённые ис тории и э тно графии Кольского Севера. Герман Фёдорович не сомневался, что Аника был реальным человеком, на это, по его мнению, указы вает «как н а з в а н и е о с т ро в а , бухты и р ечки , на берегу кот орой находился дом Аникиева , так и сохранившийся круг, в котором произошло едино борство, а также могила на горном кряже» [Гёбель 1909: 101-103]. Фридрексен же рассказал Г.Ф. Гёбелю, что в 1880 г. некий Зандеберг выкопал из могилы скелет муж чины громадного роста. Дата явно не соответствует действительности, поскольку англичанин Э. Рэй сообщал об этом уже в 1879 г. В 1931 и 1937 гг. советский фольклорист Р.С. Липец записала от местных жителей в Териберке и Нижней Золотице соответственно ещё два варианта легенды об Анике. Впрочем, ни о каких «подтверждающих» эту истории объектах они уже не упоминали [Липец 1950: 184-185]. В 1937 г. геоло г Б.Ф. З ем л я к о в по п о р у ч е н ию И н с т и т у т а и с т о р и и м а т е р и а л ь н о й ку л ь т у ры и Советской секции Международной ассоциации по изуч ению ч е т в е р т и чн о г о п ериода п р о и з в о ди л изучение археологических памятников на северо- в о с т о к е Р ы б а ч ь е г о п о л у о с т р о в а . О б с л е д у я п ер в обы тны е с тоянки в районе Цып -н аволок а , Бо ри с Ф ё д о р о в и ч о б н а р уж и л на с кл он е горы каменную кладку (рис. 3). Он описал сложенный из валунов восьмиугольник, с п о п е р е ч н и к ом около 16 м и у к а зал , что среди местного населения он носит название «Аникиевой могилы». В своей публикации Б.Ф. Земляков отнёс каменную кладку к лабиринтам и первым привёл её чертёж (рис. 4) [Географический словарь 1941: 133 рис. 5]. Ещё один участник этой экспедиции И.И. Краснов в своём дневнике сделал набросок кладки (рис. 5). Он же запи с ал , что жи тели колонии Цып - н а в о л о к «рассказывают легенду, будто бы здесь похоронен А н и к и й - д р е в н и й в л а д е т е л ь з д еш н и х мест, живущий когда-то на острове и собирающий дань с проезжих людей» [Краснов 1937: 24]. И.И. Краснов описал неглубокую яму в центре, «вырытую кем- 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz