Колодка, И. В. Экономическое развитие Мурманской области в конце 30-х годов XX века // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 3, ч. 1. – С. 68-72.

«Ока», «Шелонь», «Алда»), «Севзаплес» проделали сложную работу: по 3-4 ответственных рейса, помогая Красной Армии. В 1939 г. из Мурманска в Арктику ушло в 10 раз больше грузов, чем в 1938 г. Значительно выросли перевозки пассажиров. По плану надо было перевезти 700 человек, а перевезли 1779 человек, или 254%.1 Состояние связи в Мурманской области не отвечало росту промышленности, сельского хозяйства и обороны, в то время как пограничное положениеМурманска, его особое стратегиче­ ское значение требовали надежной устойчивой связи, которая являлась самым отсталым участ­ ком народного хозяйства в области. Из 10 районов области только 5 имели связь по одному те­ лефонному каналу на 2 и более районов. Она, особенно в г. Мурманске, не отвечала требовани­ ям ни города, ни области. Телефонная станция в Мурманске на 1ОООномеров имела более 400 параллельных аппаратов, естественно, сеть была перегружена. Многие партийные, хозяйствен­ ные и военные организации не имели связи.2В Мончегорске на целый город существовала те­ лефонная станция всего на 13 номеров. Регулярной почтовой связи с районами в Мурманской области также не было. Наблюдался значительный рост местной промышленности: увеличилось число предпри­ ятий и образовались Кольский, Терский, Кандалакшский Райпромкомбинаты, Они включали в себя несколько производств - лесопильное, столярное, мебельное, полиграфическое, тележно­ санное, типографии. Значительно вырос ассортимент изделий, выпускаемых местной промыш­ ленностью: мягкая мебель, школьная мебель, металлические кровати, матрацы, гончарные изде­ лия, скипидар, смола, уголь. Но техническая мощность предприятий местной промышленности оставалась низкой и не удовлетворяла спросу населения. Таким образом, мы видим, что в конце 1939- начале 1940 гг. Мурманская область пред­ ставляла собой значительную по площади территорию с четко выраженной производственной инфраструктурой. Главной отраслью народного хозяйства оставалась рыбная промышленность, на основе которой была создана мощная техническая база Работали судоремонтные заводы, которые не только ремонтировали старые суда, но и строили новые, современные. Коренные изменения происходили в лесной промышленности: труд в этой от­ расли механизировался, что позволило увеличить выпуск продукции, которая шла на экспорт. В Мурманской области появились новые отрасли, имевшие государственное значение: горно-химическая (апатитовая), медно-никелевая, энергетическая, судоремонтная; расширились производственные мощности треста «Апатите; заканчивалось строительство комбината «Севе- роникель»; началось сооружение Кандалакшского химического комбината и еще одной Нив- ской гидроэлектростанции. . . . . . . . . Выделилось в самостоятельную отрасль хозяйства строительное производство. Большое внимание уделялось развитию железнодорожного и морского транспорта, а также, в связи с начавшимся переходом на кирпичное строительство, реконструкции кирпичных заводов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в начале 40-х гг. XX в. Кольское Заполя­ рье становилось все более развитым промышленным регионом с огромными экономическими возможностями и запасом природных ресурсов. 1Там же. - Л. 50. 2Там же. - Л. 37, 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz