Колодка, И. В. Экономическое развитие Мурманской области в конце 30-х годов XX века // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 3, ч. 1. – С. 68-72.

план по добыче руды - на 104,2%, план по производству концентрата - на 102,4%.1Наряду с успешным выполнением плана комбинат освоил ряд новых производств ценнейшего химиче­ ского сырья - нефелина для производства алюминия, сфена, пероксита для оборонной химиче­ ской промышленности, перронита для производства серной кислоты. В третьей пятилетке в Мурманской области возникла новая отрасль промышленности - цветная металлургия. В конце 1938 г. вМончегорскезакончилось строительство первой очереди комбината «Североникеяь», а 23 февраля 1939 г. комбинат выдал первые тонны никеля. К марту 1940 г. «Североникель» освоил производства кобальта. Медь, никель, кобальт были нужны для оборонной промышленности: в частности никель использовали в производстве специальной стали для пушек, для танковой брони, для корпуса подводных лодок. Хотя в 1939 г. план по вы­ работке никеля был выполнен лишь на 46,8%, по меди - на 45,25%, по руде - на 77,8 %,2 для только что возникшего предприятия эти показатели были и не такими уж плохими. Бурно развивалась в этот период и энергетика, как тепловая, так и гидроэлектрическая. В 1937-1938 гг. возникли две мощные гидростанции - Туломская ГЭС и Нива - ГЭС - 2, которые в 1939 г. произвели электроэнергии 290 155 тыс. КВТ часов.3В Мурманской области имелось еще 18 электростанций с общей мощностью в 5 694 КВТ.4Кроме этого наша область имела ши­ рокую базу для строительства новых гидростанций: прежде всего, на реке Нива в Кандалакш­ ском районе, берущей свое начало в озере Имандра и впадающей в Кандалакшский залив Бело­ го моря. Шло активное строительство подземной гидростанцииНива-ГЭС-3. Первые два агрега­ та этой станции планировалось пустить в эксплуатацию в 1941 г. Создаваемая энергетическая база во многом обеспечила успешное развитие экономики области в будущем, спасла Кольский полуостров в 1941-1945 тт. Энергетические мощности давали не только тепло и свет городам, но были и источником силы для движения электровозов по железной дороге, станков на судоремонтном заводе, механизмов в порту. Из всех видов транспорта в конце 30-х годов наиболее развит былжелезнодорожный. По территории Мурманской области проходила Кировская железная дорога, она имела 3 электровозных, 2 паровозных и 2 вагонных депо, 5 тяговых подстанций, 4 железнодорожные ветки.5К основной магистрали были подведены железнодорожные ветки от вновь возникших городов и предприятий. Это Апатиты - Кукисвумчорр, Оленья - Мончегорск, Кола- Мурмаши, Мурманск - Ваенга. План погрузки за 1939 г. железной дорогой выполнен не был, потому что в ноябре - декабре резко снизилась отгрузка апатита в направлении Мурманского порта, вследст­ вие осложнения международных отношений. С другой стороны, сама железная дорога не была готова к большому объему спецперевозок, на станциях не было ни вагонных площадок, ни ту­ пиков, ни запасных рельсов. Что же касается морского транспорта, то он находился в стадии становления. Мурман­ ский порт незамерзающий, поэтому имел большое народнохозяйственное значение. В 1939 г. порт проделал большую работу по спецперевозкам, обеспечил доставку оборонных грузов; зна­ чительно вырос грузооборот по перевозке апатита, леса и угля. Всего в 1939 г. он составил 1 116,4 тыс. т.6 В сентябре 1939 г. было создано Мурманское морское пароходство. Большая часть его кораблей оказалась не приспособлена к работе в условиях Крайнего Севера. Но, несмотря наэто, ММП сумело выполнить 44 000 тонн перевозок по заданиюНаркомфлота и включиться в спец- перевозки.7 Экипажи судов «Алма-Ата» (капитан Богданов), «Родина» (капитан Панфилов), 1ГАМО. - Ф. - 1 П. - On. 1. - Д. 224. - Л. 13. 2Там же. - Л. 16. 3ГАМО. - Ф. 709. - Оп. 1 .-Д . 2 3 .-Л . 1. 4 Там же. - Л. 7. 5ГАМО. - Ф. 1 П. - On. 1. - Д. 224. - Л. 40. 5Там же. - Л. 43. Там же. - Л. 44. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz