Колодка, И. В. Экономическое развитие Мурманской области в конце 30-х годов XX века // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 3, ч. 1. – С. 68-72.
Главной отраслью народного хозяйстваМурманской области являлась рыбная промыш ленность. За годы первой и второй пятилеток в рыбной промышленностиЗаполярья была созда на техническая база, которая коренным образом изменила кустарный доселе промысел добычи рыбы. Добычу рыбы в Мурманской области производили несколько организаций: «Мурман- рыба», «Тралфлот», трест местных водоемов, колхозы «Рыбакколхозсоюза» Трест «Мурман- рыба» охватывал 95,3% объемов производства и располагал многообразным комплексом пред приятий, оснащенных усовершенствованной техникой. Тралфлот на 1 января 1939 года насчи тывал 71 крупное промысловое судно и 3 плавучих рыбообрабатывающих завода. Рыбообраба тывающая промышленность имела свыше 150 единиц моторно-промыслового флота.1 К концу 1939 г. трест «Мурманрыба» выполнил государственный план вылова рыбы на 87,5% и дал стране вместо 2,5 млн центнеров только 2187 тыс. Тралфлот в 1939 г. план выпол нил на 90,4%, вместо 2285,0 тысяч центнеров добыл 2057 тысяч центнеров,3 что было даже меньше, чем в 1938 году. Руководящие работники флота итреста объясняли плохую работу сложной обстановкой: режимом плавания в условиях военного времени, мобилизацией, недостатком угля и т.п. Но, несмотря на определенную справедливость этого, плохая работа коренилась, в большей степени, в неорганизованности производства, в неумелом руководстве отраслью. Ведь было немало су дов, которые выполняли план, независимо от условий работы. В числе передовиков значились РТ - 2 «Ерш» (капитан А.Г, Хохлин), который выполнил план на 105% к 23 ноября, РТ - 29 «Киров» (капитан А.И. Стрельбицкий) - на 111,3% к 1 декабря, РТ - 44 «Нева» (капитан Д.С. Неклюдов) - на 101,3% к 23 декабря.4По флоту 22 РТ выполнили годовой план. Такая возмож ность имелась и у других судов. Всего же рыбные флота насчитывали 4,5 тысячи стахановцев и 2,5 тысячи ударников.5 За стахановскую работу в 1939 году лучшие люди тралового флота были награждены правительством и НКРП СССР: орденом Ленина - 6 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 4 человека, орденом «Знак Почета» - 1 человек, медалью «За трудовое отличие» - 3 человека, знаком «Отличникрыбной промышленности» -18 человек, похвальной грамотой -10 человек. Среди лучших стахановцев флота числились на РТ «Судак»: капитан С.В. Ешевский, В.В. Криворученко, тралмейстер С С. Попов, рыбмастер Новиков, засолыішк ПА. Волосатое. На РТ «Киров»: старший механикМакаревич, засольщик Старовойтов, машинистПлатонов. На РТ «Сельдь»: капитанКовицкий, механик Орлов, кочегар Павлов. НаРТ «Нева»: старший меха никКорыгов, машинист-утилизатор Смрлин, штурман Бурков и др.6 Итоги второго года третьей пятилетки показали, что опыт передовиков может быть тем действенным средством, которое позволит тралфлоту добиться новых успехов. Деятельность рыбной промышленности была тесно связана с морским судостроением. До 1937 г. последнее было представлено судоверфью. К концу 1939 г. только в Мурманске ра ботали 3 судоремонтных завода. Одни принадлежал «Мурманрыбе», другой - Наркомату мор ского флота, третий - Главсевморпути. В 1939 г. судоверфь Наркомрыбпрома освоила произ водство нового металлического судостроения. В начале 1940 г. верфь располагала первокласс ным оборудованием, могла производить ремонт всех классов судов. 12 декабря 1939 г. стало исторической датой для судостроителей Мурмана. В этот день судоверфь спустила со стапелей своего первенца - траулер «Михаил Громов»7Однако, несмот! ГАМО. - Ф. 1 П. - On. 1. - Д. 224. - Л. 24. 2Там же. - Л. 25. 3Там же. 4 Там же. - Л. 27. ! Там же. - Л. 27. 5Развитие рыбной промышленности Мурманской области.!920 - 1985 гг,: Сборник документов и материалов. - Мурманск. - 1986. - Т. !, -- С. 192. 1Там же. - С. 193. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz