Колодка, И. В. Борьба с детской беспризорностью в Мурманском округе во второй половине 30-х годов ХХ века // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – С. 196-199.

лась установлением личности подростков. И были случаи, когда ре­ бенка сдавали в детский дом, а у него в Мурманске были родители. На отправку детей в детприемник и на родину городской отдел народного образования не имел денег. На работу подростков нигде не брали, ссылаясь на сокращение штатов. Особенно остро стоял вопрос с устройством детей второй и третьей указанных групп - сирот и де­ тей многосемейных родителей: они осаждали ГОРОНО просьбами о помощи, в семьях родственников их попрекали куском хлеба, а в школу ФЗУ не брали по образовательному цензу. Всех их направляли в школы для взрослых, но это не решало вопрос об их питании. Среди них нередко встречались рецидивисты, собиравшие целые группы малолеток, которых они обучали воровству. Необходимо было дать им возможность личного заработка. Мурманпромсоюз предложил устроить ученические мастерские и обеспечить работой до 60 подро­ стков1. Необходимо только было решить вопрос с помещением для мастерских. Самыми тяжелыми являлись пятая и шестая категории подро­ стков: безнадзорные родительские дети, находившиеся вне школы, и школьники, не поддающиеся обычным воспитательным мерам. Эти подростки представляли для Мурманска большое зло, так как их влиянию поддавались десятки сверстников. Эти ребята нищенствова­ ли, бродяжничали, не ночевали дома, пытались путешествовать по железной дороге в качестве настоящих безпризорных, организовыва­ лись в группы для магазинных и карманных краж, пользовались полной безнаказанностью. Особенно плохо было то, что школы по­ стоянно пополняли эту категорию путем исключения недисциплини­ рованных и хулиганствующих подростков, опуская руки перед труд­ ностями их перевоспитания. Для этой категории ребят были особенно важны профилактиче­ ские меры. Необходимо было организовать детский досуг, улучшить кружковую работу в школе, устройство катков по городу, везде, где только можно, привлечь детей к лыжному спорту. Вот что говорил один из подростков, который казался безнадежным, неоднократно об­ винялся в кражах: «Теперь мы больше не воруем, мы ходим на каток в 1-й ЖАКТ»2. Но так как на внешкольную работу средств в 1936 г. отпущено не было, большую помощь оказали родительские активы, рабочая общественность шефских предприятий. Однако большинство шеф­ ских предприятий старались ограничивать свои взаимоотношения с подшефной школой выдачей ей денежных сумм. 1 Г А М О . - Ф . 142. - О п . 2. - Д. 186. - Л. 31. ' Там же - Л. 32. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz