Кохичко, А. Н. Пословицы и поговорки как приемы решения изобретательских задач / А.Н. Кохичко // Наука и образование. - 2004. - № 5. - С. 22-30.
30 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Клин клином вышибают. Муж с женою бранится, да под одну шубу ложится. Рыбак рыбака видит издалека. Хоть водка, хоть вино, а все одно Хрен редьки не слаще, уголь сажи не белее. Чем ушибся, тем и лечись. 31. Принцип отброса и регенерации идей Баба с возу - кобыле легче. День прошел, все свое с собой унес. Любовь - что стекло, разобьется - не срастется. Мертвых с погоста не носят. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Пролитую воду не соберешь. С глаз долой - из сердца вон. Что было, то прошло (и быльем поросло). Что с возу (с воза) упало, то пропало. 32. Изменение физико-химических параметров объекта Золото - не золото, не побывав под молотом. Из блохи голенище кроит. Из камня лыки дерет. Из песка веревки вьет. Из песка масло выжимает. И сладок мед, а в жару киснет. Куй железо, пока горячо. Мни лен доле, волокна будет боле. На холодной печи не пекут калачи. 33. Применение фазовых переходов Весной оглобля за одну ночь травой обрастает. Весною сутки мочит, а час сушит. Ветер снег съедает. С милым годок покажется с часок. 34. Применение теп.ювого расширения Береги нос в большой мороз. И сырые дрова загораются Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет Мороз ленивог о за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. От жару и камень треснет. Против жара и камень треснет. 35. Мастерский прием Всяк мастер на свой лад. Всякий портной на свой покрой. Мастер на все руки: и швец, и жнец, и в дуду игрец. У всякого Матвея своя затея. У всякого Мирона свои приемы. У всякого скомороха свои погудки.У всякого Федорки свои отговорки. У всякой бабки свои ухватки. У каждого человека свой талант. Прием мастера кажет. Таким образом, пословицы и поговорки могут быть использованы как методический материал при устранении противоречий в процессе решения изобретательских задач, а общность средств, применяемых в техническом творчестве и в литературе, ещё раз подтверждает гипотезу о том, что психические механизмы творческого процесса в любой сфере человеческой деятельности одинаковы. Поэтому совершенствование этих механизмов является важной и актуальной задачей педагогического процесса. ЛИТЕРАТУРА 1. Жуков В. И. Словарь русских пословиц и поговорок. - М., 1993. 2. Нить в лабиринте/ Сост. А. Б. Сепюцкий. — Петрозаводск, 1988 3. Перницкий С. И. Приемы устранения противоречий в пословицах // ТРИЗ. - № 3.- 1992. 4. Правила игры без правил/ Сост. А. Б. Сепюцкий. — Петрозаводск, 1989. 5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю. Г. Круглов. -М . ,1990.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz