Кохичко, А. Н. Пословицы и поговорки как приемы решения изобретательских задач / А.Н. Кохичко // Наука и образование. - 2004. - № 5. - С. 22-30.

26 Ш Ж 10.Ш .И ,.йМ случае нарушения этого закона, карались смертной казнью. Смертной же казнью каралась и всякая попытка изображать эту эмблему японской империи и символ императорской власти, а потому к изображению его японское правительство прибегало иногда для препятствования подделки правительственных денежных знаков. В начале 19 века директор правительственной типографии государственных почтовых марок стал использовать изображение хризантемы с целью воспрепятствования фабрикации старинных почтовых марок, которые приобретали охотно за большие деньги иностранные собиратели коллекций. Но хитрые подделыватели обошли его. Как же им это удалось? Противоречие. На почтовой марке должно быть изображение хризантемы для того, чтобы продать марку, и на почтовой марке не должно быть изображения хризантемы для того, чтобы не подвергнуться смертной казни. Решение. Как было известно,силой правигель- ственной защиты пользовалась только символичес­ кая хризантема (златоцвет) с 16 лепестками . Японские же художники воспроизвели в соверш енстве целую серию старинных почтовых марок, но изображали цветок с 14 и 15 лепестками. Имей цветок 16 лепестков, подделывателям угрожала бы участь подвергнуться харакири (сэппуку), а за хризантемы с меньшим или большим числом лепестков их никто не имел права преследовать, и они спокойно продолжали сбывать за хорошие деньги фальшивые марки неопытным коллекционерам. Задача Ж 5. В 1998 году М. Врубель написал картину «Богатырь». «Для “Богатыря” , - вспоминает Е. Ге, - он нарисовал портрет нашего отца. Врубель говорил, что мужская красота осуществляется в старости, что старик красивее, чем даже человек зрелых лет». В этом полотне богатырь невероятно тяжел и толст, в нем есть даже что-то попросту смешное. Лицо богатыря, с неожиданно кротким взглядом прозрачных голубых глаз, и его похожие на узловатые корни пальцы, и сталь кольчуги, и доспехи, и кора деревьев, и всполохи кровавой зари на облаках в лиловеющем небе - все кажется сотканным из одной живой ткани. Так художник показал реальность, человечность героя. Но как же показать величие богатыря? Противоречие: богатырь должен быть человеком для того, чтобы показать реальность персонажа, и богатырь не должен быть человеком доя того, чтобы показать мощь и силу образа. Решение. М. Врубель изобразил деревья, едва достигающие до стремени всадника («чуть повыше лесу стоячего , чуть пониже облака ходячего», - пояснял автор картины). Попытаемся ниже проиллюстрировать посло­ вицами и поговорками основные приемы разреше­ ния противоречий. Одни из них отражают суть при­ ема, показывают варианты механизмов его реали­ зации, другие иллюстрируют его применение в той или иной ситуации, показывают результат этого при­ менения или, наоборот, игнорирования. Иногда это просто мысль или шутка, построенные с примене­ нием приема разрешения противоречия. Некоторые образные изречения, в силу своей универсальнос­ ти, иногда могут быть отнесены к нескольким при­ емам устранения противоречий, так, например пословица Тише едешь, дальше будешь иллюс­ трирует прием «наоборот», мастерский и динами­ ческий приемы, пословица В здоровом теле — здо­ ровый дух - принципы дробления, обратной связи, предварительного исполнения и т.д. /. Принцип дробления Богатому - телята, а бедному - ребята. Богатый бережет рожу, а бедный - одежу. Вот тебе Бог, (а) вот (и) порог. Делу - время, (а) потехе - час. Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги в тепле. Дружба дружбой, а служба службой. Дружба дружбой, а табачок врозь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Круглое - катать, плоское - таскать. Хорошенького понемножку. 2. Принцип вынесения Бог шельму метит. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет. На бедного везде каплет. На бедного Макара все шишки валятся. На бедняка и кадило чадит. На воре шапка горит. На других умен, на себя глуп. Не делай своего хорошего, а делай мое плохое Не спеши языком, спеши (торопись) делом. Посмотрим, сказал слепой, как будет плясать хромой. 3. Принцип местного качества В подпечье и помело - большак. Все друзья - приятели до черного дня. Где забор, там и двор, где щель, там и постель. Где любовь да совет, там и горя нет. Где сосна взросла, там она и красна, Дерево гнило, да сук ядрен. Каждому свое. Не велик голик, а в бане и он царь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz