Кохичко, А. Н. Пословицы и поговорки как приемы решения изобретательских задач / А.Н. Кохичко // Наука и образование. - 2004. - № 5. - С. 22-30.

24 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ синтаксической конструкции и не влияющие на смысловое содержание пословицы или поговорки, следует отнести к их формально-грамматическим или словообразовательным вариантам: Волков бояться - в лес не ходить и Волка бояться - в лес не ходить. Одновременное видоизменение синтаксической конструкции и лексического состава, не вносящее каких-либо оттенков в содержание пословицы, можно отнести клексико-грамматическим вариантам пословицы или поговорки: Насильно мил не будешь и Силой милому не быть. Структурный вариант пословиц и поговорок образуется вследствие видоизменения лишь их синтаксической конструкции: Видна птица по полету и Видно птицу по полету. 'Гаким образом, вариативность не приводит к нарушению тождества пословиц и поговорок. Этим вариативность и отличается от синонимии (1, с. 11-17). Пословицы и поговорки , являющиеся своеобразным фондом прошедших естественный отбор и проверенных временем мыслей, можно считать и частью человеческого опыта в области решения изобретательских задач и разрешения сложившихся противоречий. Одним из основных методов решения изобретательских задач долгое время считался метод проб и ошибок, суть которого заключалась в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывалась неудачной, её отбрасывали, а затем выдвигали новую, порой самую нелепую. Не было и определённых правил оценки решения: о его эффективности судили, как правило, субъективно. Порой не было и субъективных критериев: приходилось экспериментально, на опыте определять достоинства и недостатки того или иного варианта. Позже были разработаны и апробированы методы активизации перебора вариантов, методы психологической активизации творчества. К вышеназванным методам можно отнести мозговой штурм, метод синектики , метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов - пять «базовых» методов - и десятки других методов, представляющих собой фрагменты или сочетания основных методов. Для творческого процесса очень важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот; привычное - в непривычное. Речь идёт о том, чтобы за новой (непривычной) проблемой, ситуацией увидеть знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами, С другой стороны, очень важен взгляд на то, что уже стало привычным, давно примелькалось. Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются следующие виды аналогий: прямая - любая аналогия, например, из природы, личная эмпатия - попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ, символическая - нахождение краткого символического описания задачи или объекта; фантастическая —изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд. Процесс создания теории решения изобретательских задач автор ГРИЗ Г. С. Альтшуллер рассматривал как часть общей теории сильного мышления. Разработка же ТРИЗ началась с создания аппарата решения задач высокого творческого уровня - комплексной программы алгоритмического типа, основанной на законах развития технических систем, ибо только в технике есть фонд описания изобретений, и предназначенной для анализа и решения изобретательских задач. Основой алгоритма решения изобретательских задач является ряд последовательных операций по анализу неопределенной, а зачастую и вообще неверно поставленной задачи и преобразование ее в четкую схему (модель) конфликта, неразрешимого ранее известными способами. Дальнейший анализ конфликта приводит к выявлению физического противоречия - противоположным требованиям, предъявляемым к системе или ее подсистеме (части ). Именно разреш ение физического противоречия необходимо и достаточно для устранения конфликта, из-за которого возникла задача. Этапы составления физического противоречия можно представить следующим образом : 1.Определить систему (объект, п роцесс,теорию ) или ее элемент, который необходимо изменить. 2. Определить параметр изменения: форму, цвет, размер, материал, вкус, запах, агрегатное состояние и др., либо функцию, которую необходимо изменить. 3. Определить предыдущее требование, которое система выполняла до этого по изменяемому' параметру (была зеленой, круглой, жидкой и т. д.). 4. Установить новое требование, которое система должна выполнять по параметру (должна стать желтой, прямоугольной, твердой ит. д.). Новое требование должно быть противоположным предыдущему. 5. Записать противоречие по формуле: система (элемент) должна быть (предыдущее требование) для того, чтобы (указывается для чего) и должна быть (новое требование) для того, чтобы (указывается новое требование). В качестве разреш ения физических противоречий Г. С. Альтшуллер предложил разделять противоречивые свойства систем в пространстве и времени, объединять однородные или неоднородные системы в подсистему, сочетать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz