Кохичко, А. Н. Использование катахрезы и оксюморона на занятиях по развитию речи младших школьников / А.Н. Кохичко // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 33-38.

38 2. Существенные признаки Маленький Черный Длинноносый Летает Кусает 3. Антонимы Большой Белый Коротконосый Ползает Лижет 4. Парадоксальные конструкции с вы­ бранным понятием: белый комар, коротконо- сый комар, ползающий комар, лижущий комар. 5. Сочетания, дающие красивое парадок­ сальное определение выбранного понятия: Комар: большой малыш, длинноносый коротконос, кусающий лизун. 6. Сочетания существенных признаков и антонимов, подбор объектов, которые опреде­ ляются такими сочетаниями: Большой малыш - слоненок Белый малыш - медвежонок Коротконосый малыш - теленок Ползающий малыш - ящерица Лижущий малыш - щенок Большой черныш - дог Большой длиннонос - носорог Белый длиннонос —аист Большой летун - самолет Белый летун - альбатрос Коротконосый летун - белка-летяга Ползающий летун - жук Большой кусака - крокодил 7. Подбор метафор. Комар: летающая незаметность, жужжа­ щая незримость. Понятие «учитель» 1. Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. 6. Сочетания существенных признаков и антонимов, подбор объектов, которые опреде­ ляются такими сочетаниями: Образованный невежда - студент-троечник Образованный молчун - энциклопедический словарь Образованный запутыватель - диверсант Воспитанный невежа - хам Воспитанный молчун - словарь по этикету Воспитанный запутыватель - дипломат Рассказывающий молчун - календарь Объясняющий молчун - путеводитель 7. Подбор метафор. Учитель: живая энциклопедия, учащий ученик. Для понятий, которые определяются че­ рез единственный признак или имеют не­ сколько ярко выраженных для восприятия признаков, достаточно будет подобрать анто­ нимы: сладкая горечь, ученая глупость, лживая правда, богатая бедность, чистая грязь, добрая злость, ледяное пламя, верное непостоянство, немая речь, дружественный враг, бесчувствен­ ная сентиментальность. Литература 1. Ахлшнова О.С. Словарь лингвистических терминов.~ М.: Советская энциклопедия, 1969. 2. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1985. 3. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АзъЛтд, 1992. 4. Словарь синонимов / Сост. Л.П. Алекторова, С.Л. Баженова, З.Т. Короткевич, Г.А. Разумникова, B.А. Тихомирова, В.Н. Цыганова. - М.: Наука, 1975. 5. Шрагина Л.И. Методика конструирования символи­ ческой аналогии и оксюморона и их использование для развития мышления учащихся // ТРИЗ. - 2.2.91. - C. 64-66. 2. Существенные признаки Образованный Воспитанный Рассказывает Объясняет 3. Антонимы Невежда Невежа Молчит Запутывает 4. Парадоксальные конструкции с вы­ бранным понятием: учитель - молчун. В .В . ВАСИЛЬЕВА Иконография гитары в русском искусстве XIX века 5. Сочетания, дающие красивое парадок­ сальное определение выбранного понятия: Учитель: образованный невежда, воспи­ танный невежа, молчащий рассказчик, запуты­ вающий объяснитель. В сем хорошо известно, что гитара - обязательный атрибут подростковой и молодежной субкультуры. Интерес собственно к гитаре как аккомпанирующему музыкальному инструменту может стать опосредованным методом приобщения школь-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz