Кохичко, А. Н. Использование катахрезы и оксюморона на занятиях по развитию речи младших школьников / А.Н. Кохичко // Наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 33-38.

ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ 35 можно предложить следующую методику конструирования символической аналогии и оксюморона, апробированную Л И Шрагиной [5; с. 64—66]. Этапы конструирования символической аналогии: 1. Выберите понятие, дайте ему краткую характеристику. 2. Определите его существенные призна­ ки (в их число могут входить и функция объекта, и его принцип действия). 3. Подберите к существенным признакам антонимы (понятия, противоположные по смыслу). Для ряда признаков это могут быть антисистемы (у системы и антисистемы функ­ ции противоположны: функция системы «стул» - поддерживать сидящего; функция антисистемы «стул» - сбрасывать сидящего, следовательно, антисистемой системы «стул» будет «катапульта»), 4. Подберите антонимы, которые дают парадоксальную конструкцию с самим вы­ бранным понятием. 5. Из полученного списка противополож­ ных по смыслу пар выберите те сочетания, которые дают красивое парадоксальное опре­ деление выбранного понятия. 6. Методом перебора вариантов создайте несколько сочетаний существенных признаков и антонимов, подберите объекты, которые определяются такими сочетаниями. 7. Используя цепочку ассоциаций, подбе­ рите к выбранному понятию, его существен­ ным признакам и их антонимам несколько ярких метафор. Метафора (от греческого «метафора» - «перенос») - употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии (говор волн, шелковые ресницы, ситец неба). Практика применения алгоритма симво­ лической аналогии и оксюморона позволяет: - повышать уровень активности учащихся; - развивать гибкость мышления: - проводить элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, клас­ сификация, обобщение и абстрагирова­ ние); - развивать эмоциональную сферу личности; - осуществлять превращение привычного в непривычное, выявлять прямую и симво­ лическую аналогию; - расковывать мышление, развивать творче­ ское воображение. Примеры конструирования символиче­ ских аналогий. Понятие «снег» 1. Краткая характеристика. 1.1. Твердые атмосферные осадки, вы­ падающие из облаков в виде белых звездооб­ разных кристалликов или хлопьев, представ­ ляющих собой скопление таких кристалликов: 1.2. Сплошная масса таких осадков, по­ крывающая какое-либо пространство. 1.3. Тает при плюсовой температуре. 2. Существенные признаки (какой? что делает?) Мягкий Белый Непрозрачный Кристаллический Безвкусный Без запаха Пушистый Тает Покрывает (пространство) 3. Антонимы Твердый Черный Прозрачный Некристаллический Вкусный Ароматный Шершавый Замерзает Обнажает 4. Антонимы, дающие парадоксальную конструкцию с выбранным понятием. Твердый снег - наст Черный снег - тающий снег (грязная вода) Прозрачный снег - лед Вкусный снег - мороженое Ароматный снег - мороженое Шершавый снег - наст Замерзающий снег - вода Обнажающий снег - тающий снег К парадоксальным конструкциям можно отнести: черный снег, шершавый снег, обна­ жающий снег. 5. Сочетания, дающие красивое парадок­ сальное определение выбранного понятия. Итак, снег - это мягкая твердость, белая чернота, непрозрачная прозрачность, пушистая шершавость, покрывающая обнаженность и т.д. 6. Сочетание существенных признаков и антонимов, подбор объектов, которые опреде­ ляются такими сочетаниями: Мягкая (твердость, чернота, прозрачность...) Белая (твердость, чернота, прозрачность...) Непрозрачная (твердость, чернота, прозрачность...) Мягкая чернота - пластилин, глина... Пушистая твердость - киви, цыпленок... Покрывающая чернота - ночь, черная краска...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz