Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.

26 ры. Также программа способствует развитию уме­ ний видеть своеобразие поморского фольклора и его общерусскую основу; определять специфичес­ кие, отличительные признаки поморского и саам­ ского устного народного творчества и прикладно­ го искусства; сочинять сказки, загадки, стихи; опи­ сывать картину северного сюжета; самостоятельно находить сведения по определенной теме, излагать их на уроке; работать с природными северными ма­ териалами; реконструировать стихотворный и пе­ ресказывать прозаический текст. ЛИТЕРАТУРА 1. Арнольдов А. II 11аука постижении кульгуры//Народпое образование. - 1998. - №5. - С. 184-190. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество и детском возрасте. Спб, 1997. 3. Чайцсв В II. Технологии совершенствования учебных умений//Начальная школа. 1497. Х«5. - С.85-90. Д. Н. КОХи ч ко Занимательное краеведение Л юбовь к отечеству начинается с любви к малой Родине, с бережного отношения к родому краю, поэтому курсы русского язы­ ка и литературного чтения в начальной школе обогащаются за счет регионального компонента: лексики - названия местных предметов и явлений, топонимы, художественных произведений поэтов и писателей. Совершенно очевидно, что младшего школь­ ника может заинтересовать не форма слова, а со­ держание. Интересное сообщение о содержании по­ нятия становится одновременно средством усвое­ ния краеведческой лексики, так как интерес про­ буждает внимание, усиливает познавательную де­ ятельность учащихся, возрастает стремление по­ нять и усвоить. 11риведем небольшой фрагмент, в котором мы попытались расположить краеведческий материал для учащихся начальных классов по тематическому принципу. Думаем, что знакомство с занимательным краеведческим материалом на уроках русского язы­ ка и литературного чтения сможет привлечь внима­ ние младших школьников к родному краю, особен­ ностям его языка и литературы, воспитать интерес и бережное отношение к культуре малой Родины... Вот и пришло в наш край долгожданное лето. Застенчивые деревья стремительно нарядились в изумрудно-зелёные одежды. Нежные листочки до­ верчиво тянутся к солнцу. Словно боясь опоздать, островками среди сочной травы на стебельках-ма- каронинках расцветают пушистые солнышки оду­ ванчиков... Северное лето короткое, и скоро в его велико­ лепие осень внесёт свои краски. Оказавшись в лесу, посмотрите вокруг. Рас­ тения не все одинаковы по высоте. Одни поднима­ ют свои кроны в небо, как бы образуя верхний этаж. 11од ними растут более низкие деревья, ещё ниже - травянистые растения. По земле стелются мхи и лишайники. Здесь же всегда можно встретить по- луперегнившие листья, хвою, опавшие сучки, пус­ тые шишки. Благодаря «этажам» леса, на неболь­ шой площади выживают многочисленные растения. Цветут они в разное время, чтобы всех могли опы­ лить насекомые. А те, которые опыляются ветром, цветут до появления листьев. Ог зелёного южного буйства, От цветущих-растущих чудес Возвращаюсь и не налюбуюсь Я тобою, мой северный лес. (Е. Николаева) Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, по­ чему рябину называют рябиной, морошку - морош­ кой, багульник - багульником? Давайте поговорим о названиях некоторых деревьев и кустарников на­ шего края. Ведь у каждого слова, как и у человека, своя история... Берёза. Как хорош берёзовый лес! И весной, когда берёзки только-только начи­ нают распускаться и лес одевается зеленоватым кружевом. И в начале осени, когда освещённые хо­ лодным солнцем деревья похожи на огромные жёл­ тые букеты на фоне синего неба. Берёзу называют деревом-пионером. Она пер­ вая из древесных пород захватывает любой свобод­ ный клочок земли. Это объясняется тем, что её кро­ хотные плоды легко переносятся ветром. А во-вто­ рых, берёза - неприхотливая древесная порода, хотя совсем не выносит затенения. Древесина берёзы почти белая, иногда с жел­ товатым или красноватым опенком . Из неё дела­ ют фанеру различных сортов, лыжи, санки, мебель. Много интересных поделок можно изготовить из берёсты. Используется берёза и с лекарственной целью. Из почек, молодых листьев и берёзового гриба-чаги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz