Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.
33 Тридцать градусов мороза. Всё кругом белым-бело. Сел снегирь на ветвь берёзы — Kpacnoiрудому тепло. (Ю. Никонова) Треска. Промысловая рыба северных морей. Слово образовано от «треск». Треска при суш ке «трескается», расщепляется, как дерево. Живут у моря рыбаки. Поднявшись на рассвете, Уху готовят из трески , Плетут и чинят сети. (Ю. Коринец) Изучение краеведческого материала дает учи телю возможность расширить кругозор учащихся, увеличить их словарный запас и понимание лите ратуры, пробудить у школьников интерес к исто рическому прошлому и настоящему родного края, его природе, культурному наследию, искусству, укрепить межпредметные связи. ЛИТЕРАГУРА 1. Бычкова О. И., Кохичко А. //., Лит вин В. Б..Погоди на Л М. Край, который я люблю: Учебное пособие для учителя. - Мурманск, 1999. 2. Кохичко А. Н. Край, который я люблю: Учебное посо бие для учащихся. - Мурманск, 1999, 3. Кохичко А. Н. Названия вовсе не плохи у берёзы и оль хи // Мурманский вестник. - 1999. - №140. 4. Кохичко А. Н. Этимологический анализ как методичес кий приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - №1. - С. 55-60. 5. Кохичко А. Н. Этимология в помощь орфографии: По собие для учителя 1-4 классов. - Мурманск, 1995. 6. Кохичко А. Н. Ягода малина так к себе манила! // Мур манский вестник. - 1999. -№ 1 6 6 , 170. 7. Пронина И . В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа.- М., 1964. П. В. ФЕДОРОВ Памятные адреса в центре Мурманска (материал для моделирования экскурсий) П роцесс обучения в современной школе со пряжен с передачей учителем школьнику огромного объема информации. Эта ин формация является в основном теоретической,аб страктной, что становится одной из причин пере груженности учащихся, а иногда и потери интере са к учебе. Одним из средств его поддержания слу жит переключение внимания ребят с абстрактной информации на конкретно-наглядную. На уроках химии, физики и биологии это всегда эффективно удается при помощи проведения разного рода опы тов. Но что же делать учителям, ведущим гумани тарный цикл предметов (историю, литературу и т. д.), где такие опыты невозможны в принципе? К счас тью, и здесь обнаруживаются способы активизации интереса, одним из которых является проведение экскурсии. И экскурсия интересна не только потому, что она - одна из форм наглядности (переизбыток пос ледней ведь тоже вреден), но еще и в силу психоло гических закономерностей, согласно которым че ловеку всегда интересно то, что близко, рядом с ним, что он в состоянии почувствовать, увидеть, услышать и т. д. Поэтому передачу абстрактной информации всегда желательно подкреплять эле ментом наглядной реальности, что будет не только способствовать мотивации обучения по причине эмоционального воздействия, но и служить допол нительным источником новых знаний, передаю щихся на иррациональном уровне. Это поможет учащимся ощутить себя как бы современниками со бытий, о которых рассказывает учитель, почувство вать колорит эпохи. Однако возможности использования такой фор мы обучения, как экскурсия, зависят не только оч способностей и желания учителя, но еще и от факто ра чисто объективного - наличия памятников исто рии в том населенном пункте, где находится школа. Мурманск за годы своего существования су мел наработать определенный историко-культур ный пласт, позволяющий с успехом проводить здесь экскурсионную работу. Например, на уроке истории учитель дает тему «Перестройка в СССР». Речь заходит о главе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz