Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.
А. Н. Кохичко. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 31 Этап контроля и самоконтроля Необходимость данного этапа обусловлена самой сущностью орфографического навыка: во- первых, навык формируется в речевой деятель ности (её письменной форме), которая предпола гает выполнение не только ряда грамматических уп ражнений, но и работ творческого характера, спо собствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ; во- вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограм мы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения и сочинения раз личных видов, а также игры из занимательной грам матики. Ниже представлен фрагмент этимолого-ор- фографического словарика для начальной школы, включающий в себя этимологические справки к непроверяемым и труднопроверяемым словам, от носящимся к краеведческой лексике. Словарная статья состоит из нескольких час тей. 8 первой части называется заголовочное сло во и даётся краткое толкование его современного лексического значения. У слов, имеющих несколь ко значений, объясняется то из них, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьника ми. Вторую часть словарной статьи составляет этимологическая справка, где сообщается язык-ис точник происхождения слова, выделяется слово или морфема с исторически-опорным написанием, тол куется первоначальное значение слова (оно заклю чено в кавычки). Завершает статью стихотворение, иллюстри рующее значение слова. Приводимое в словарной статье стихотворе ние можно выучить с детьми наизусть. Кроме того, его можно использовать для выборочного списы вания, выполнения различных орфографических, грамматических и лексических упражнений. Акватория. Участок водной поверхности. Слово образовано от латинского «яква» - «вода». Акватория - «водное пространство». Мы пришли сегодня в порт. Мы стоим разинув рот. Та вода, что у причалов. И которая вдали, И в которую сначала С моря входят корабли, - Эта территория Зовётся акватория. (С. Козлов) Альбатрос. Большая морская птица с удли нённым клювом и длинными узкими крыльями. Слово образовано от латинского «альбус» - «белый» с помощью суффикса «-атр-». Альбатрос - «с белым оперением». Над пустыней ночною морей альбатрос одинокий, Разрезая ударами крыльев солёный туман, Любовался, как царством своим, этой бездной широкой, И, едва колыхаясь, качался под ним океан, (К. Бальмонт) Апатит . Минерал, являющийся составной частью многих горных пород. Слово образовано от греческого «апятэ» - «обман». Апатит - «обманный», так как его крис таллы по цвету часто напоминают другие минера лы. Красив и скромен, знаменит, Цветами радуги горит, Немало тайн в себе хранит Хибинский камень - апатит. (А. Андреев) Багульник. Вечнозелёный ядовитый кустар ник с одурманивающим запахом, растущий в боло тистых местах. Слово образовано от древнерусского «багно» - «болото», «топкое место». Где-то багульник на сопках цветёт, Кедры вонзаются в небо. Кажется, будто давно меня ждёт Край, где ни разу я не был. (М. Пляцковский) Волнушка. Съедобный гриб с шерстистым краем розовой шляпки. Слово образовано от древнерусского «волна» - «шерсть», Волнушка - «ворсистая». У сгнившей лесной избушки, Меж белых стволов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня. (Н. Рубцов) Вороника. Небольшой вечнозелёный кустар ничек с мелкими, узкими листьями и чёрными слад коватыми ягодами. Слово образовано от «ворон» - «чёрный». Вороная вороника, Словно ворон, чернолика. (А. Андреев)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz