Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.
30 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНГ ОБРАЗОВАНИЯ Разве только, чащу раздвигая. Ты придёшь, чтоб солнца зачерпнуть. Осторожно через мох шагая, Чтоб живые брызги не спугнуть. Нелегко к ней отыскать дорожку В глухомани прячется, в дали... Северная ягода морошка, Солнечная ягода земли. Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие ещё произведения о морошке вы знаете? Прочитайте слово МОРОШКА по слогам. Назовите ударный слог, безударные. Назовите ор фограммы. Докажите. Как можно проверить безу дарный гласный звук в первом слоге? Как выдума ете, почему ягоду назвали морошкой? Учитель сообщает этимологическую справку. (Это могут сделать и сами учащиеся, опираясь на материал этимологического словарика или исполь зуя исторический комментарий, который учитель подготовил и поместил в классный учебный уго лок). МОРОШКА. Болотное растение получило название ог слова «морох». На древнерусском язы ке «морох» значит «мелкий дождь». Плод морош ки состоит из множества мелких частей. Запишите этимологическую справку о морош ке в свои словарики. Приведём несколько вариантов краткой запи си, которую необходимо делать на доске и в тетра дях (словариках) учащихся при этимологическом анализе слов. Мы предоставляем учителю право выбора гой формы, которую он найдёт наиболее подходящей для своего класса. Возможно, им бу дет предложен свой, более оригинальный вариант такой записи. Морошка (от «морох»). Морошка. Образовано от «морох» - «мелкий дождь». Морошка - «морох» - «состоящая из ма леньких частей». Морошка - «состоящая из маленьких частей», от «морох» - «мелкий дождь». На этом этапе урока могут быть использованы и другие стихотворения о морошке. Розовое небо северного лета, В нём заря заката и заря рассвета. Помню на болоте топкую дорожку, Мы по ней ходили собирать морошку. Белыми ночами в юности не спится. У моих подружек юбочки из ситца. На груди у каждой даровая брошка. Ягода морошка, спелая морошка. Ягода лесная северного края, Попросил морошки Пушкин, умирая, Но ещё не знала я про ту морошку, А брала, как счастье, ягоды в ладошку... Спелою морошкой поросли все кочки. У морошки нашей розовые щёчки, У морошки нашей тоненькая ножка, Вот она какая, барыня-морошка! Но болотным гарям, возле сосен тонких, Холят за морошкой новые девчонки. Узкий месяц кажет им оленьи рожки, Чтоб девчонки больше принесли морошки. (3. Александрова) Если осенью в лесок Заведёт дорожка - Заберётся в туесок Лесная дорожка - Спелая морошка. грибы да морошка. (Ю. Кюринец) (Т. Белозёров) Ориентировочный этап На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, то есть вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непро веряемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель фор мируемого действия. 'Гак, объектом является непро веряемое слово, а целью - правильность и осознан ность его написания. П р им е р ны й фрагмент урока Вспомните, что нового вы узнали о слове МОРОШКА ? Слово МОРОШКА произошло от «морох» - «мелкий дождь». Плод морошки состоит из мно жества мелких частей. Как вы напишите это слово? МО--РОШ-КА. С буквой О в первом слоге. Почему? Докажите. Слово МОРОШКА можно проверить словом «морох» - «мелкий дождь». Закрепительный этап Различные упражнения, выполняемые учащи мися на этом этапе, направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, атакже на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словооб разования и словоизменения,связной речи, её куль туры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz