Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.

30 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНГ ОБРАЗОВАНИЯ Разве только, чащу раздвигая. Ты придёшь, чтоб солнца зачерпнуть. Осторожно через мох шагая, Чтоб живые брызги не спугнуть. Нелегко к ней отыскать дорожку В глухомани прячется, в дали... Северная ягода морошка, Солнечная ягода земли. Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие ещё произведения о морошке вы знаете? Прочитайте слово МОРОШКА по слогам. Назовите ударный слог, безударные. Назовите ор­ фограммы. Докажите. Как можно проверить безу­ дарный гласный звук в первом слоге? Как выдума­ ете, почему ягоду назвали морошкой? Учитель сообщает этимологическую справку. (Это могут сделать и сами учащиеся, опираясь на материал этимологического словарика или исполь­ зуя исторический комментарий, который учитель подготовил и поместил в классный учебный уго­ лок). МОРОШКА. Болотное растение получило название ог слова «морох». На древнерусском язы­ ке «морох» значит «мелкий дождь». Плод морош­ ки состоит из множества мелких частей. Запишите этимологическую справку о морош­ ке в свои словарики. Приведём несколько вариантов краткой запи­ си, которую необходимо делать на доске и в тетра­ дях (словариках) учащихся при этимологическом анализе слов. Мы предоставляем учителю право выбора гой формы, которую он найдёт наиболее подходящей для своего класса. Возможно, им бу­ дет предложен свой, более оригинальный вариант такой записи. Морошка (от «морох»). Морошка. Образовано от «морох» - «мелкий дождь». Морошка - «морох» - «состоящая из ма­ леньких частей». Морошка - «состоящая из маленьких частей», от «морох» - «мелкий дождь». На этом этапе урока могут быть использованы и другие стихотворения о морошке. Розовое небо северного лета, В нём заря заката и заря рассвета. Помню на болоте топкую дорожку, Мы по ней ходили собирать морошку. Белыми ночами в юности не спится. У моих подружек юбочки из ситца. На груди у каждой даровая брошка. Ягода морошка, спелая морошка. Ягода лесная северного края, Попросил морошки Пушкин, умирая, Но ещё не знала я про ту морошку, А брала, как счастье, ягоды в ладошку... Спелою морошкой поросли все кочки. У морошки нашей розовые щёчки, У морошки нашей тоненькая ножка, Вот она какая, барыня-морошка! Но болотным гарям, возле сосен тонких, Холят за морошкой новые девчонки. Узкий месяц кажет им оленьи рожки, Чтоб девчонки больше принесли морошки. (3. Александрова) Если осенью в лесок Заведёт дорожка - Заберётся в туесок Лесная дорожка - Спелая морошка. грибы да морошка. (Ю. Кюринец) (Т. Белозёров) Ориентировочный этап На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, то есть вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непро­ веряемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель фор­ мируемого действия. 'Гак, объектом является непро­ веряемое слово, а целью - правильность и осознан­ ность его написания. П р им е р ны й фрагмент урока Вспомните, что нового вы узнали о слове МОРОШКА ? Слово МОРОШКА произошло от «морох» - «мелкий дождь». Плод морошки состоит из мно­ жества мелких частей. Как вы напишите это слово? МО--РОШ-КА. С буквой О в первом слоге. Почему? Докажите. Слово МОРОШКА можно проверить словом «морох» - «мелкий дождь». Закрепительный этап Различные упражнения, выполняемые учащи­ мися на этом этапе, направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, атакже на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словооб­ разования и словоизменения,связной речи, её куль­ туры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz