Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.

А. Н. Кохичко. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 29 Древесина черёмухи хорошо обрабатывается, она идёт в основном на мелкие поделки. Ягоды че­ рёмухи вяжущие, съедобные. Их используют как жаропонижающее и противовоспалительное сред­ ство, при нарушении обмена веществ и глазных болезнях. Черёмуха подлежит охране, особенно в зелё­ ной зоне, где её обламывают ради благоухающих букетов, нанося прекрасному растению непоправи­ мый вред. Слово «черёмуха» образовано от общеславян­ ского корня «черм-» - «смуглый». Дерево названо по чёрному цвету ягод. Черёмухи кистями обвешаны кусты; Сквозь листья, меж ветвями - везде цветы, цветы! Она цветёт с приходом красавицы весны, Её душистым мёдом леса напоены. Красою белоснежной цвети ж и мёд свой лей! Недолог цвет твой нежный, но сердцу тем милей! (Н. Холодковский) Вот и подошёл к концу первый рассказ о рас­ тениях нашего края. В следующий раз мы погово­ рим о плодовых кустах и кустарничках... Многие слова краеведческой лексики можно отнести к непроверяемым написаниям. И так как в отношении них не может быть никаких обобщений, правописание следует запомнить. Нет необходимо­ сти доказывать, что без усвоения написания наи­ более употребительных беспроверочных слов крае­ ведческой лексики младшие школьники не смогут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой. Особое внимание в связи с этим, на наш взгляд, следует обратить на взаимосвязь таких раз­ делов русского языка, как орфография, словообра­ зование и этимология. Обращение к проблеме обу­ чения орфографии на словообразовательной осно­ ве объясняется морфологичностью русского пись­ ма, обеспечивающей единообразное написание зна­ чимых частей слова, независимо от их произноше­ ния, а морфолого-этимологический анализ помо­ гает учащимся осознать правописание трудного слова, способствует повышению интереса к орфо­ графии слов, их устойчивому запоминанию. Большинство краеведческих написаний, отно­ симых к числу беспроверочных, может быть про­ верено на основе языка-источника, знания этимо­ логии и исторических изменений в фонетике рус­ ского языка: «голубика» - от «голубь»; «треска» - от «треск»; «ворона», «дорога», «мороз» - содер­ жат полногласие «-оро-», в котором не бывает бук­ вы «а» и т. д. Применение исторического комментария убеждает учащихся в том, что орфография тесно связана с грамматикой и основывается на её поло­ жениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего отношение младших школьников к грамматике ста­ новится более сознательным, и обучение орфогра­ фии ставится на грамматическую основу. Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой сто­ роне слова. Привычка отыскивать корень, став не­ произвольной, увеличивает зоркость учащихся в орфографически трудных местах слова и их вни­ мательность при выполнении любой письменной работы. Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятель­ ности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, можно выделить четыре этапа, способствующих качест­ венному изменению навыка правописания непро­ веряемых и труднопроверяемых слов с исполь­ зованием этимологического анализа. Подготовительный этап Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знания­ ми и практическими умениями. Решаются следующие задачи: 1) познакомить детей с непроверяемым сло­ вом, выяснить и уточнить его лексическое значе­ ние; 2) научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного сло­ ва; 3) приступить к формированию умения осоз­ нанно находить орфограмму, определять её класс и тип; 4) познакомить младших школьников с эти­ мологической справкой к непроверяемому слову. П р им е р ны й фрагмент урока Знакомство со словом МОРОШКА Кто из вас собирал ягоды в лесу? Какие? Кто собирал морошку? Где она растёт? Какая она? На какие ягоды похожа? Почему? Послушайте, какое стихотворение о морошке написал поэт В. Потиевский, и постарайтесь отве­ тить на вопросы: Почему к морошке «нелегко отыскать дорож­ ку»? Почему автор называет морошку «солнечной ягодой»? С чем ещё В. Потиевский сравнивает эту ягоду? Северная ягода морошка. Солнечная ягода болот. Нелегко к ней отыскать дорожку, Разве только леший заведет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz