Кохичко, А. Н. Занимательное краеведение / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 26-33.
А. Н. Кохичко. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 29 Древесина черёмухи хорошо обрабатывается, она идёт в основном на мелкие поделки. Ягоды че рёмухи вяжущие, съедобные. Их используют как жаропонижающее и противовоспалительное сред ство, при нарушении обмена веществ и глазных болезнях. Черёмуха подлежит охране, особенно в зелё ной зоне, где её обламывают ради благоухающих букетов, нанося прекрасному растению непоправи мый вред. Слово «черёмуха» образовано от общеславян ского корня «черм-» - «смуглый». Дерево названо по чёрному цвету ягод. Черёмухи кистями обвешаны кусты; Сквозь листья, меж ветвями - везде цветы, цветы! Она цветёт с приходом красавицы весны, Её душистым мёдом леса напоены. Красою белоснежной цвети ж и мёд свой лей! Недолог цвет твой нежный, но сердцу тем милей! (Н. Холодковский) Вот и подошёл к концу первый рассказ о рас тениях нашего края. В следующий раз мы погово рим о плодовых кустах и кустарничках... Многие слова краеведческой лексики можно отнести к непроверяемым написаниям. И так как в отношении них не может быть никаких обобщений, правописание следует запомнить. Нет необходимо сти доказывать, что без усвоения написания наи более употребительных беспроверочных слов крае ведческой лексики младшие школьники не смогут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой. Особое внимание в связи с этим, на наш взгляд, следует обратить на взаимосвязь таких раз делов русского языка, как орфография, словообра зование и этимология. Обращение к проблеме обу чения орфографии на словообразовательной осно ве объясняется морфологичностью русского пись ма, обеспечивающей единообразное написание зна чимых частей слова, независимо от их произноше ния, а морфолого-этимологический анализ помо гает учащимся осознать правописание трудного слова, способствует повышению интереса к орфо графии слов, их устойчивому запоминанию. Большинство краеведческих написаний, отно симых к числу беспроверочных, может быть про верено на основе языка-источника, знания этимо логии и исторических изменений в фонетике рус ского языка: «голубика» - от «голубь»; «треска» - от «треск»; «ворона», «дорога», «мороз» - содер жат полногласие «-оро-», в котором не бывает бук вы «а» и т. д. Применение исторического комментария убеждает учащихся в том, что орфография тесно связана с грамматикой и основывается на её поло жениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего отношение младших школьников к грамматике ста новится более сознательным, и обучение орфогра фии ставится на грамматическую основу. Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой сто роне слова. Привычка отыскивать корень, став не произвольной, увеличивает зоркость учащихся в орфографически трудных местах слова и их вни мательность при выполнении любой письменной работы. Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятель ности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, можно выделить четыре этапа, способствующих качест венному изменению навыка правописания непро веряемых и труднопроверяемых слов с исполь зованием этимологического анализа. Подготовительный этап Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знания ми и практическими умениями. Решаются следующие задачи: 1) познакомить детей с непроверяемым сло вом, выяснить и уточнить его лексическое значе ние; 2) научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного сло ва; 3) приступить к формированию умения осоз нанно находить орфограмму, определять её класс и тип; 4) познакомить младших школьников с эти мологической справкой к непроверяемому слову. П р им е р ны й фрагмент урока Знакомство со словом МОРОШКА Кто из вас собирал ягоды в лесу? Какие? Кто собирал морошку? Где она растёт? Какая она? На какие ягоды похожа? Почему? Послушайте, какое стихотворение о морошке написал поэт В. Потиевский, и постарайтесь отве тить на вопросы: Почему к морошке «нелегко отыскать дорож ку»? Почему автор называет морошку «солнечной ягодой»? С чем ещё В. Потиевский сравнивает эту ягоду? Северная ягода морошка. Солнечная ягода болот. Нелегко к ней отыскать дорожку, Разве только леший заведет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz