Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.

30 Духовность и время А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) В основе образовательной политики современ­ ной России лежит идея толерантности, многокуль- турности современного общества, которая диктует необходимость обновления содержания курса рус­ ского (родного) языка, реализующего этнокультур­ ные функции образования, придания ему националь­ ного характера [17]. Увеличение количества обра­ зовательных учреждений с этнокультурным компо­ нентом рассматриваются Федеральной целевой про­ граммой «Русский язык (2006-2010 годы)» в каче­ стве результата решения одной из стратегических задач [26. С. 34-38]. Тем не менее, определение этнокультурной со­ ставляющей любой изучаемой дисциплины, и, преж­ де всего русского (родного) языка, являющегося не только предметом изучения, но и средством обу­ чения, на наш взгляд, невозможно без дефиниции базовых понятий русский этнос (нация), русская культура, а также ценности (идеалы), отражающие национально-психологические особенности русской нации. И, если содержание категорий русский эт­ нос (нация) и русская культура, несмотря на различные подходы к их пониманию, достаточ­ но ясны (Н.А. Бердяев, Ю. В. Бромлей, JI. Н. Гуми­ лев, Ф.М. Достоевский, И. А. Ильин, И. В. Киреев­ ский, В. О. Ключевский, В. И. Козлов, В. Г. Крысько, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, С. В. Лурье, П. Н. Ми­ люков, Л. А. Никитич, В. В. Пименов, Ю. П. Пла­ тонов, В. С. Поликарпов, В. В. Розанов, В. С. Со­ ловьев, Т. Г. Стефаненко, В. А. Тишков, Л. Н. Тол­ стой, Е. Н. Трубецкой, С. Уваров, П. А. Флоренский, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев и др.), то дефиниция национальных ценностей (идеалов) требует некото­ рых уточнений. Исторически под ценностью понимается «поло­ жительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, со­ циальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных прин­ ципах и нормах, идеалах, установках, целях» [35. С. 1473]. Идеал, как «образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений» [35. С. 475], по мнению В. С. Со­ ловьева, «применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: идеал добра, идеал жен­ ской красоты, идеал государства, идеал граждани­ на и т. д. В этом общем смысле идеал обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному» [37]. Ценностные отношения людей, как отмеча­ ет Г. П. Выжлевцев, характеризуются следующими чертами: «Во-первых, они являются для людей не внешни­ ми и принудительными, а ненасильственными, вы­ бранными самостоятельно. Во-вторых, подлинные ценности, например, лю­ бовь, совесть, мужество, нельзя отобрать силой как власть или богатство. Можно захватить носителя ценности, например, знамя, но с трофейным знаме­ нем в атаку не ходят, а, нацепив генеральские пого­ ны, полководцем не станешь. Материальный носи­ тель ценности есть лишь се признак, оторванный от своей ценностной основы, он теряет свою социаль­ ную значимость и волшебную силу. В-третьих, ценности, т. е. наличие или отсут­ ствие отношений ценностного уровня, логически или научно доказать невозможно. Для того, кто че­ стен или любит, есть честь и любовь, а для бесчест­ ного и того, кто никогда не любил, любовь и честь, естественно, химеры» [8. С. 25]. «По мнению ряда исследователей (Г. П. Выжлев- цева, В. Н. Даниленко, В.Н . Сагатовского) величай­ шая трагедия нашего общества состоит в стрем­ лении следовать идеалам, не имеющим под собой естественной почвы. В недавнем прошлом —это аб­ страктный идеал вненационального коммунистиче­ ского человека вообще, теперь —столь же абстракт­ ная абсюлютизация общечеловеческих ценностей или вульгарная „конкретизация1 идеала в рекламных штампах массовой культуры .,Зиной" этой трагедии является принципиальная противоречивость и недо- воплощенность духовных основ русской культуры» [11. С. 27-28]. Выход из духовно-идеологического кризиса, проявляющегося в ломке старых систем ценностей, когда человек и общество ищут для себя в «по­ токах непредсказуемого прошлого и апокалипсиче­ ского будущего, обрушившихся на настоящее» [41. С. 70], новые ориентиры, в опоре на традиционные, национальные цели, идеалы и ценности, закреплен­ ные в истории русской философии и культуре Рос­ сии. Обращение к традиционным ценностям русской культуры, как отмечает А. С. Метелягин, объясняет­ ся и тем, что именно в наши дни открыто загово­ рили, поняли и прочувствовали, что в целом в XX веке «русский народ пережил и переживает такой физический и духовный геноцид, что реально встал вопрос о самом существовании того, что мы назы­ ваем русской цивилизацией» [23. С. 4]. В. А. Караковский в качестве системообразую­ щего фактора воспитательной системы определяет общечеловеческие ценности: Труд. Знания. Культу­ ра. Отечество. Земля. Мир [14].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz