Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.
А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) 37 ство —ремесло. Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Не ради красоты, ради доброты. Пить в красу, чтоб опереться на носу » [9. Т. 2. С. 156]. Таким образом, красота в русской ментально сти — путь «любви и правды», соединение исти ны (порядка, устройства, устава) и добра (блага), любовь, жертвенность, родовое, объединяющее на чало (материнство, женственность, премудрость, мир, свет, вселенная). Несмотря на то, что категории истины и правды в современной лексике русского языка синонимич ны [1. С. 168], рассмотрим их в отдельности. Др.-русск. и ст.-слав, истина — «правда», «вер ность», «законность». < ...> Но в «Судебнике» (моек.) 1497 г., ст. 55 («О займех») слово истина встречается и в знач. «основной (без процентов) ка питал». < ...> Это значение в славянских языках — позднее. Старшее значение —«то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто на стоящее». Произв. от истый, общеслав. *istb, -а, -о: *istbjb, -aja, oje — «тот же самый», «подлинный», «действительный», «настоящий» [45. Т. 1. С. 360]. В целом же, под истиной понималось: 1. Действительность, законность, правда, спра ведливость, верность, капитал [42. Т. 1 .4 . 2. С. 1144]. 2. Справедливость, верность, правда [12. С. 230]. 3. То, что знают, а не исполняют; жизнь не отве чает значению; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое — в жизни и де лах, в чувствах сердца и в настроении воли [12. С. 999]. 4. Точность понятия о предмете, о котором гово рится; правда [34. Т. 2. С. 143]. Истину, как цель человеческого познания, опре деляет «Философский словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона; когда суждение выражает действи тельное отношение явлений, мы называем его ис тинным. Понятие же истины столь же различно, сколь различны и точки зрения на знание вообще; начиная от отрицания истины (скептицизма) и при знания чувственной истины и кончая утверждением, что истина доступна лишь мысли или даже, что ис тина есть признак абсолюта. Последнее представля ет перемещение понятия; истина не есть бытие, а по знание; она не существует, а имеет значение; сфера истины есть мысль, и истинной мыслью мы должны считать такую, которая обладает самоочевидностью или может быть доказана теми средствами, которые находятся в распоряжении человека для установки доказательства [13]. По мнению В .С . Соловьева, «...противоречие между [идеалом и действительностью] может по ниматься как задача их примирения, т. е. преобразо вания действительности по идеалу, или воплощения его в действительности, улучшению или пересозда нию. Но общая принципиальная истина принадле жит только третьему взгляду: совокупность косми ческого и исторического опыта указывает на идеалы осуществимые и осуществляемые и на действитель ность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное вопло щение идеалов и преобразование худшей действи тельности в лучшую, и когда полагаются произволь ные пределы этому процессу — это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хоро шему в силу низших интересов и страстей» [37]. Истина, в разъяснении В. И. Даля,—«противо положность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть {все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?}', ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. || Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне истиник м. капитал. < ...> Благо во образе (т. е. доступное по нятию) есть истина. Свет плоти — солнце; свет духа — истина. Истина хороша, да и правда не ху да» [9. Т. 2. С. 52]. Таким образом, истина — понимание и воплоще ние идеалов (добра и красоты) в действительность, преобразование, усовершенствование (худшей) дей ствительности в лучшую (по идеалу), законность, верность, справедливость. Правда — др.-русск., ст.-слав. правьда biKCtioevvT], b'iKaiov, болг. правда — то же, а так же в знач. «поголовье скота», сербохорв. правда — «правда», «тяжба», словен. pravda. —«положение», «закон», «судебное дело» < ...> От *ргауъ [в свою очередь], из *prč-vos от рго-, родственного лат. probus — «добрый», «честный», «порядочный» (*pro-bhyps), др.-инд. prabhus — «выдающийся (по силе и изобилию)», «превосходящий», англос. fram — «сильный», «деятельный», «смелый», др.- исл. framr — «стоящий впереди», «стремящийся вперед» [43. Т. 3. С. 352]. В. Пизани, по уточнению О. Н. Трубачева, связы вает прав с лат. provincia, первоначально означавше го «власть», «полномочие» < *pr5v-inquos — «обле ченный властью», «имеющий право» (*prčvos) [Там же]. Правда, как отмечает И. И. Срезневский, истори чески толковалась как: 1) Правда, истина. 2) Спра ведливость. 3) Добродетель, добрые дела, правед ность. 4) Правость, правота. 5) Доброе имя. 6) Чест ность. 7) Обет, обещание. 8) Присяга. 9) Повеление, заповедь. 10) Постановление, правило. 11) Свод пра вил, законы. 12) Договор, условия договора. 13) Пра во. 14) Права. 15) Признание прав. 16) Оправдание. 17) Суд. 18) Право суда. 19) Судебные издержки. 20) Пошлина за призыв свидетеля. 21) Свидетель. 22) Подтверждение, доказательство [42. Т. 2. Ч. 2. С. 1355-1360]. Вместе с тем, под правдой понима лось: 1. Закон, законный поступок, добродетель, сово купность добродетелей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz