Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.

А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) 37 ство —ремесло. Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Не ради красоты, ради доброты. Пить в красу, чтоб опереться на носу » [9. Т. 2. С. 156]. Таким образом, красота в русской ментально­ сти — путь «любви и правды», соединение исти­ ны (порядка, устройства, устава) и добра (блага), любовь, жертвенность, родовое, объединяющее на­ чало (материнство, женственность, премудрость, мир, свет, вселенная). Несмотря на то, что категории истины и правды в современной лексике русского языка синонимич­ ны [1. С. 168], рассмотрим их в отдельности. Др.-русск. и ст.-слав, истина — «правда», «вер­ ность», «законность». < ...> Но в «Судебнике» (моек.) 1497 г., ст. 55 («О займех») слово истина встречается и в знач. «основной (без процентов) ка­ питал». < ...> Это значение в славянских языках — позднее. Старшее значение —«то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто на­ стоящее». Произв. от истый, общеслав. *istb, -а, -о: *istbjb, -aja, oje — «тот же самый», «подлинный», «действительный», «настоящий» [45. Т. 1. С. 360]. В целом же, под истиной понималось: 1. Действительность, законность, правда, спра­ ведливость, верность, капитал [42. Т. 1 .4 . 2. С. 1144]. 2. Справедливость, верность, правда [12. С. 230]. 3. То, что знают, а не исполняют; жизнь не отве­ чает значению; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое — в жизни и де­ лах, в чувствах сердца и в настроении воли [12. С. 999]. 4. Точность понятия о предмете, о котором гово­ рится; правда [34. Т. 2. С. 143]. Истину, как цель человеческого познания, опре­ деляет «Философский словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона; когда суждение выражает действи­ тельное отношение явлений, мы называем его ис­ тинным. Понятие же истины столь же различно, сколь различны и точки зрения на знание вообще; начиная от отрицания истины (скептицизма) и при­ знания чувственной истины и кончая утверждением, что истина доступна лишь мысли или даже, что ис­ тина есть признак абсолюта. Последнее представля­ ет перемещение понятия; истина не есть бытие, а по­ знание; она не существует, а имеет значение; сфера истины есть мысль, и истинной мыслью мы должны считать такую, которая обладает самоочевидностью или может быть доказана теми средствами, которые находятся в распоряжении человека для установки доказательства [13]. По мнению В .С . Соловьева, «...противоречие между [идеалом и действительностью] может по­ ниматься как задача их примирения, т. е. преобразо­ вания действительности по идеалу, или воплощения его в действительности, улучшению или пересозда­ нию. Но общая принципиальная истина принадле­ жит только третьему взгляду: совокупность косми­ ческого и исторического опыта указывает на идеалы осуществимые и осуществляемые и на действитель­ ность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное вопло­ щение идеалов и преобразование худшей действи­ тельности в лучшую, и когда полагаются произволь­ ные пределы этому процессу — это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хоро­ шему в силу низших интересов и страстей» [37]. Истина, в разъяснении В. И. Даля,—«противо­ положность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть {все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?}', ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. || Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне истиник м. капитал. < ...> Благо во образе (т. е. доступное по­ нятию) есть истина. Свет плоти — солнце; свет духа — истина. Истина хороша, да и правда не ху­ да» [9. Т. 2. С. 52]. Таким образом, истина — понимание и воплоще­ ние идеалов (добра и красоты) в действительность, преобразование, усовершенствование (худшей) дей­ ствительности в лучшую (по идеалу), законность, верность, справедливость. Правда — др.-русск., ст.-слав. правьда biKCtioevvT], b'iKaiov, болг. правда — то же, а так­ же в знач. «поголовье скота», сербохорв. правда — «правда», «тяжба», словен. pravda. —«положение», «закон», «судебное дело» < ...> От *ргауъ [в свою очередь], из *prč-vos от рго-, родственного лат. probus — «добрый», «честный», «порядочный» (*pro-bhyps), др.-инд. prabhus — «выдающийся (по силе и изобилию)», «превосходящий», англос. fram — «сильный», «деятельный», «смелый», др.- исл. framr — «стоящий впереди», «стремящийся вперед» [43. Т. 3. С. 352]. В. Пизани, по уточнению О. Н. Трубачева, связы­ вает прав с лат. provincia, первоначально означавше­ го «власть», «полномочие» < *pr5v-inquos — «обле­ ченный властью», «имеющий право» (*prčvos) [Там же]. Правда, как отмечает И. И. Срезневский, истори­ чески толковалась как: 1) Правда, истина. 2) Спра­ ведливость. 3) Добродетель, добрые дела, правед­ ность. 4) Правость, правота. 5) Доброе имя. 6) Чест­ ность. 7) Обет, обещание. 8) Присяга. 9) Повеление, заповедь. 10) Постановление, правило. 11) Свод пра­ вил, законы. 12) Договор, условия договора. 13) Пра­ во. 14) Права. 15) Признание прав. 16) Оправдание. 17) Суд. 18) Право суда. 19) Судебные издержки. 20) Пошлина за призыв свидетеля. 21) Свидетель. 22) Подтверждение, доказательство [42. Т. 2. Ч. 2. С. 1355-1360]. Вместе с тем, под правдой понима­ лось: 1. Закон, законный поступок, добродетель, сово­ купность добродетелей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz