Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.
А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) 35 В чувстве жалости (любви) отражается отно шение человека к другим людям и вообще к жи вым существам, ему подобным; жалость заключает ся в том, что человек переживает чужое страдание и, болезненно отзываясь на него, сострадая, прояв ляет в большей или меньшей степени свою соли дарность с ними. Жалость формирует: преданность, сострадание, сочувствие, милосердие, доброту, чут кость, добросердечие, щедрость, миролюбие, уступ чивость, великодушие, терпеливость (не смешивать с терпимостью). При этом различается любовь (жа лость) между родителями и детьми, супругами, лю бовь ко всему живому —растениям, животным, лю бовь ко всему человечеству и к каждому человеку. Высшее качество любви к людям — самоотвержен ность (альтруизм). В благоговении отражается отношение человека к высшему. Высшего человек не может стыдиться, ему не может сострадать; но может преклоняться перед ним, проявляя свое благочестие. Благогове ние развивает: благоговение перед высшей духов ной силой, перед Богом, преклонение перед гением, восхищение, признательность, изумление, восторг, удивление, поклонение, самозабвение, стремление подражать великому в нравственном отношении [40. Т. 1. С. 47-580]. Таким образом, доброта, материализующаяся в добродетелях, в духовном значении — благо, со весть, выполнение обязанностей (долга человека, гражданина, семьянина), понимание красоты и ис тины (правды), стремление сделаться самостоя тельною личностью и частицею большого (обще ственного) целого. «Др.-русск. (с XI в.) и ст.-слав, краса, красота, красити — „украшать14, красоватися — „радовать- ся“ , позже „красоваться11. < ...> Общеслав. *krasa. Сопоставляют — одни языковеды — с гот. *hrop- (т. е. hroth-) — „слава“ , hropeigs — „славный", „про славленный", др.-исл. hrosa (швед, rosa; дат.-норв. ro.se ) —„хвалить"; также др.-сканд. hrodr (совр. исл. hrobur) — „слава"; др.-в.-нем. hruod — тж. (в лич ном имени Hruodolf, откуда нем. Rudolf). Если так, то индоевроп. основа (с определителем) *krot-s (на праславянской почве > *kros-s > *kras-). Другие (и это более убедительно) связывают с лит. krosnis — „печь"; латыш, krasns — тж. при ст.-сл. > др.-русск. книжн. крада — „огонь", „жертвенник" [42. Т. 1 .4 . 2. С. 1310-1311]. Значение „красота" могло возникнуть не просто из значения „пламя", не по цвету огня, а, по-видимому, в связи с тем, что крада первоначаль но значило „жертвенный огонь"» [45. Т. 1. С. 440]. Исторически красота осознавалась как: 1. Красота, великолепие, украшение [42. Ч. 2. С. 1316]. 2. Порядок, устройство; распоряжение, устав, украшение; мир, свет, вселенная; время года; время, год; час; зрелость, цветущее время юно сти; цветущая молодость; красота, приятность, прелесть; вещи, служащие к украшению [12. С. 68]. 3. Соединение качеств, действующих приятно на зрение, слух, воображение и внутреннее чув ство [34. Т. 2. С. 217]. В. С. Соловьев под эстетически прекрасным или красотой понимает ту сторону явлений, которая, в своей специфической особенности, не подлежит суждению ни с точки зрения теоретической истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни —мате риальной пользы и которая, однако, составляет пред мет положительной оценки, т. е. признается достой ной или одобряется. От теоретически-истинного и нравственно-доброго, по мнению философа, кра сота отличается непременным требованием вопло щения своего содержания в ощутительных или кон кретно воображаемых реальностях. От материально полезного прекрасное рознится тем, что его ощути тельные предметы и образы не подлежат чувствен ному хотению и пользованию [38]. В «Философском словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона отмечается, что красота не может быть определена по требованиям логики; она может быть лишь сравнена и отделена от близких ей по нятий приятного, полезного, истины и добра [18]. Так, несомненно, что красота приятна, но не все красивое приятно и не все приятное красиво. Кра сота связана с совершенно особого рода ощущени ем приятного, в котором чувственный элемент игра ет второстепенную роль. В красоте мы имеем дело с более сложным духовным явлением, чем в чув стве наслаждения. Красота гораздо объективнее, чем наслаждение: находя известный предмет красивым, мы высказываем суждение, что он должен нравить ся не только судящему лицу, но вообще всем лицам, одаренным эстетическим вкусом. В красивом объ екте нам нравится не только само восприятие его, но и те ассоциации, которые он вызывает, и та воз можность определенного толкования его, в которой проявляется наша духовная деятельность. Красивый объект является толчком для ряда духовных процес сов, обнаруживающих наши духовные силы, и это нравится; таким образом, чувственное наслаждение и приятность входят, как момент, в восприятие кра соты, но не составляют его исчерпывающего опре деления. Более решительно следует различать понятия пользы и красоты. Земледелец, смотрящий на поле, обещающее ему богатый урожай, и человек, любу ющийся тем же полем, смотрят на один и тот же объект с совершенно различных точек зрения; это различие может доходить до полной противополож ности; гроза или пожар могут представлять вели чественное зрелище, и в то же время они могут быть источником большого убытка для зрителя. По нятие пользы в гораздо большей мере относительно и субъективно, чем понятие красоты; не имеет смыс ла говорить о пользе самой по себе, между тем как понятие красоты допускает абсолютное толкование.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz