Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.

34 Духовность и время на наш взгляд, представляется крайне важным не только установление национальных ценностей (иде­ алов), но и наполнение их конкретным содержанием, необходимо обратиться к истории языка, к семанти­ ческой мотивированности выбранных категорий. Так, «др.-русск. (с XI в.) и ст.-слав, добръ, -а, -о, добрый, -ая, -ое —„хороший", „доброкачественный", .добрый", „знатный" < ...> доброта — „красота", „доброта". <...> Общеслав. *dobn>, -а, -о, *dobrbjb, -aja, -oje; корень d o b суф. -г- (как в о.-с. *chytn>, *ток>ъ, *Ьъс1гь). От того же корня о.-с. doba —„пе­ риод времени", „пора", „срок". < ...> Индоевропей­ ское *dhabhros. Корень *dhabh — „соответствовать", „подходить", „быть удобным". Следовательно, о.-с. *dobrb : *dolv~hjb первоначально значило <.. .> „год­ ный", „подходящий", отсюда „доброкачественный", .добротный". < ...> Значение „добрый", „милосерд­ ный" и т. п. возникло позже других значений слова добрый в связи с прогрессом в общественных отно­ шениях» [45. Т. 1. С. 258]. В. И. Даль трактует доброту как «добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как каче­ ство человека. Доброта без разума пуста. Не ищи красоты, ищи доброты (досужества). Добро: иму­ щество или достаток, стяжание, добришко, движи­ мость. < ...> В духовном значении: благо, что чест­ но и полезно, все чего требует от нас долг чело­ века, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра ху­ да не бывает. За добро злом не платят. Добрый, о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усерд­ ный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу: мягкосердый, жалост­ ливый, притом иногда слабый умом и волей. <...> В высшем значении добр один Господь, благ, мило­ серд без меры; доброта эта приемлется каждым, по мере стремления его к добру. На это была добра воля его, свободная воля, желание» [9. Т. 1. С. 410- 411]. Вместе с тем, под добротой понималось: 1. Красота, доброта, благо, доброе отношение [42. Т. 1. Ч. 1. С. 680]. 2. Привлекательная наружность, красота, изяще­ ство, блеск, великолепие; внутреннее совер­ шенство, доброта; цена, достоинство, важ­ ность, превосходство; величие, слава; добро­ душие, благость, милосердие; красота, укра­ шение, искусство [12. С. 147-148]. 3. Свойство доброй души [34. Т. 1. С. 331], где добрый: 1) расположенный к добру, благона­ меренный, честный, благонравный; 2) рачи­ тельный, попечительный, исправный в долж­ ности; 3) способный, искусный, знающий; 4) статный, видный; 5) хороший в своем ро­ де; 6) полный, полномерный [34. Т. 1. С. 332], а душа — 1) бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; 2) дух, влиянный в тело животного; жизнь; 3) душевное свой­ ство человека; 4) совесть; 5) человек всяко­ го пола и возраста; 6) способность приводить в движение, занимать, или руководить; 7) сущ­ ность вещи; 8) чувство; 9) ум, разум; 10) при­ ветствие любимому человеку [34. Т. 1. С. 379]. Философский термин добро (греч. ayaOov, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ. good) равнозначен термину благо, но последний обыкновенно понима­ ется шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей ча­ стью лишь нравственное благо. Тем не менее, тес­ ное родство обоих понятий выражается в том, что оба коренятся в понятии ценности и тесно связаны с нравственной жизнью человека. Духовные блага —понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворе­ ние разумным стремлениям человека. Кроме того, спокойствие духа, рождающееся от сознания выпол­ нения обязанности,—нравственное благо, доброде­ тель; наивысшее благо —et>5m|iovioc, благополучие, заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель челове­ ческой жизни. Идеал добра вытекает из двоякого естественно­ го стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого- нибудь большого (общественного) целого; первое составляет благо частное, второе — благо обще­ ственное [2; 10]. В каждом действии мы различаем действующее лицо, само действие и образ действия; согласно с этим и этика содержит в себе разбор понятия о дол­ ге, добродетели и благе, как результате или цели де­ ятельности [10]. В интерпретации В. И. Даля, добродетель — «доблесть, всякое похвальное качество души, дея­ тельное стремление к добру, к избежанию зла; от­ влеченно: добро, доблесть, противоп. зло, лихо, ху­ до, порок. Помню добродетель твою, говорит народ, вместо благодеяние, благотворение. Не хвались ро ­ дителями, хвались добродетелями » [9. Т. 1. С. 411]. По мнению В. С. Соловьева, в каждом челове­ ке (в отличие от животного) заложены три благо­ родных инстинкта (качества, способности челове­ ка), каждый из которых определяет разные стороны нравственного опыта человека и является основой развития добродетелей: стыд, жалость и благогове­ ние. В стыде отражается отношение человека к низ­ шему, к своим естественным влечениям, к матери­ альной природе вообще: человек стыдится ее гос­ подства и своего подчинения ей. Тем не менее, стыд порождает: воздержание (его антонимы — обжор­ ство, пьянство, разврат; гипертрофированное каче­ ство — аскетизм), достоинство, честь, честность, искренность, правдивость, уважительность, снис­ ходительность, деликатность, любезность, порядоч­ ность, чистоту (моральную), щедрость, гостеприим­ ство, дружелюбие, скромность, выдержку, предупре­ дительность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz