Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.
32 Духовность и время И то, старосты соборские и священицы соборские, положено на ваших душах и пр. Соборянин стар, свя щенник соборной церкви. Соборовать стар, держать собор, соборное совещание. || —кого, совершать над кем таинство елеосвящения. Соборованный, что от петый. Собороваться, быть соборовану. Соборова- нье, действие по глаг.» [9. Т. 4. С. 20-21]. Кроме того, под собором понималось: 1. Собрание; синагога; синедрион, верховное иудейское судилище; храм; собрание верую щих на другой день праздника для прославле ния того лица, которое имело важное участие в воспоминаемом событии; всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торже ственным [12. С. 627]. 2. Собрание многих; собрание духовных властей для рассуждения о делах церковных; главная церковь в городе или его части; собрание лю дей, облеченных властью в обществе [34. Т. 4. С. 169]. 3. Собирание; собрание, скопление; сборище; сонм; собрание духовных властей для рассуж дения о делах веры и церкви; вселенский со бор; синедрион; собрание духовных лиц при патриархе; церковная община духовенства; ду ховенство, входящее в состав церковной общи ны; духовенство соборной церкви; собрание духовенства всего города; совместное празд нование памяти нескольких святых; обще ственное богослужение; торжественная литур гия со свершением обряда чина православия; молитва; сборник, собрание статей; сбор (о по датях) [42. Т. 3. Ч. 1. С. 647-649]. Помимо религиозного толкования под соборно стью, как качеством русской культуры, значится «коллективное, общественное начало» [30. С. 45 - 46]. Интересны в этом отношении, как отмечает Л. В. Савельева, рассуждения JI. Н. Толстого и его комментарий к «Разговору с прохожим». —Где тут Алексей, старик, живет? —спрашиваю. —Не знаю, милый, мы нездешние. Не я нездешний, а мы нездешние. Одного рус ского человека почти никогда нет. (Нечто, когда он делает что-нибудь плохое, тогда —я). А то семья — мы, артель —мы, обчество —мы. —Нездешние? Откуда же? —Калуцкие мы [30. С. 46]. Тем не менее, «ни коллективное начало, ни кол лективизм, вытеснившие из повседневного обихода слово соборность, не представляют собой тожде ственной ему замены» [Там же]. Различие русского понятия соборность и евро пеизма коллективизм определил Н. А. Бердяев, пи савший: «Это есть таинственная жизнь Духа. „Мы“ в соборности не есть коллектив. Коллективизм не со борность, а сборность. Он носит механистический, рациональный характер» [5. С. 109]. По мнению В. В. Колесова, соборность —именно та целостность, которая определяет все особенности русского менталитета. «Поскольку ум эгоцентричен, а душа соборна, постольку именно душа объединяет, а не разъединяет и делает всех участников действия равноправными» [16. С. 123]. Таким образом, соборность, в отличие от коллек тивизма (собрания людей),—более целостное и орга ничное понятие, подразумевающее соединение душ, единение людей в пространстве и времени, единение человека с миром. Соборность в образовании, по мнению Е. П. Бе лозерцева, мыслится как единение множества «il», жизнедеятельность которых сосредоточена в обра зовании; единение вокруг общего дела для достиже ния главного смысла и предназначения системы при сохранении индивидуального и коллективного: каж дый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое «Я», остается самим собою, но вносит в совместную жизнедеятельность личное, персональное. Третья идея — идея национального дома. На ция и се истоки, се история и культура отражаются в нравственной природе, ибо содержат в себе как условие своего существования святые человеческие отношения. Святость — это вера, любовь, верность, самопо жертвование. Святыня есть системообразующая си ла, благодаря которой созидается, пестуется всякий душевно здоровый человек и всякое здоровое обще ство, всякая здоровая система. Без святости нельзя воспитать человека, создать семью, построить си стему образования, общество, государство. Вся на ша история доказывает: подлинные человеческие ценности зреют только на древе нации и непременно связаны с национальными интересами. Для образования идея национального дома озна чает возвращение к собственной истории и культуре, возвращение к традициям реально существовавше го воспитательного действа на Руси. Народная пе дагогика. Этнопедагогика. Родительская педагогика. Разные названия одного явления, содержание, фор мы и методы которого определялись целесообраз ностью хозяйствования людей, их бытом, непосред ственным повседневным общением [3. С. 10-28]. По мнению С. В. Перевезенцева, идеал (цель) че ловеческой жизни «был сформулирован еще древ негреческим философом Сократом и позднее уточ нен христианством —Добро, Красота, Истина, Лю бовь. И практически вся древнерусская философская мысль именно с позиции этих высших идеалов оце нивала и реальную историю, и реальных историче ских деятелей» [27. С. 16]. Так, например, Н. А. Бердяев, рассуждая о наци ональной культуре [4. С. 103-110], писал: «Культура основана на аристократическом принципе, на прин ципе качественного отбора. Творчество культуры во всех сферах стремится к совершенству, к достиже нию высшего качества. Так в познании, так в ис кусстве, так в выработке душевного благородства и культуре человеческих чувств. Истина, красота,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz