Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.

А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) 31 По мнению Е. В. Бондаревской, с точки зрения культурологического подхода в воспитании «особый пласт духовности гражданина составляют общена­ циональные ценности. В России как многонацио­ нальном государстве это вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэт­ нического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере наци­ онального самосознания российского менталитета, российского духа» [6. С. 31]. Выдвигая идею социокулътурологического под­ хода в воспитании, определяя воспитание ребенка «как восхождение его вместе с педагогом к куль­ туре», Н. Е. Щуркова вводит понятие «достойная жизнь». По се мнению, «Три принципа лежат в ос­ новании жизни достойного человека... Первое осно­ вание жизни отражено в категории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для ,другого человека"... Вторым основанием жизни до­ стойного человека является Истина: всс, что объек­ тивно существует вне воли субъекта, протекает неза­ висимо от людских желаний... Третье снование жиз­ ни „достойной человека",— Красота. Определим ее как всс то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержания в уникальном ва­ рианте. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны „тысячи роз“ — достаточно од­ ной...» [7. С. 12-13]. М. Ю. Новицкая, выделяя этнокультурный и экологический компоненты в сознании личности, отмечает: «культура любого народа представляет собой специфическую форму выявления общеро­ довых человеческих ценностей. Для того чтобы познать общечеловеческие ценности, необходимо увидеть свою культуру через комплекс мировоз­ зренческих проблем, одинаково важных для любого народа в любой период его развития. Эти пробле­ мы таковы: Человек и Природа; Человек и Семья; Человек и История » [25. С. 153-155]. А. И. Подберезкин, обосновывающий необходи­ мость национальной идеологии, утверждает, что «на­ зрела необходимость в новой, современной идеоло­ гии для Нации, и нужны новые ее носители, не отя­ гощенные инерцией мышления, ошибками прошло­ го и самоуверенностью в своей правоте» [28. С. 84]. По его мнению, «базисными понятиями и ценностя­ ми для нации во все периоды ее истории были: лю­ бовь к Родине; приверженность сильному государ­ ству и его институтам; любовь к народу, его тради­ циям и устоям; любовь к Богу; готовность к самопо­ жертвованию ради Отечества от угрозы, особенно внешней» [28. С. 94]. И все же, на наш взгляд, названные выше ценно­ сти (идеалы) являются скорее общечеловеческими, интернациональными, т. к. сами категории, либо их содержание (инвентарь понятий, выделение на пе­ редний план отдельных признаков и их обобщение), не отражают должным образом этническое своеоб­ разие и глубину русской ментальности1. Е. П. Белозерцев предлагает взять на вооружение русской национальной школы три идеи, рожденные в истории и культуре России: русский космизм, со­ борность и национальный дом. Первая идея — идея русского космизма: фи­ лософия общего дела Н. Ф. Федорова; метафизи­ ка всеединства В. С. Соловьева; «лучистое челове­ чество» К. Д. Циолковского; солнечный смысл ис­ тории А. Л. Чижевского; сфера разума (ноосфе­ ра) В. И. Вернадского; сфера духа (пневматосфера) П. А. Флоренского; «роза мира» Д. J1. Андреева. Всех авторов русского космизма объединяет идея особого вселенского предназначения человека, смысл которого они видели в том, чтобы духовно и материально вселиться в свой дом. Космизм в образовании — это сфера, которую можно представить в пространстве. Каждое «Я» имеет внутренний мир в виде множества расширя­ ющихся сфер: культурно-исторической, социальной, эмоционально-интеллектуальной. Все они чрезвы­ чайно сложно и тесно переплетены, подвижны, гиб­ ки, эластичны и образуют в совокупности то, что можно назвать пространством человека... Вторая идея — идея соборности, являющаяся, не только «устойчивым, инвариантным качеством оте­ чественной культуры» [44. С. 152], но и, по мнению А. Ф. Лосева, одной из основных черт отечествен­ ной философии, связанной с «мистической архаи­ кой» [20. С. 509]. Как отмечает М. Фасмер, «Собор — заимств. из цслав.; ср. др.-русск. съборъ (сборъ, Лаврентьевск. летоп.), ст.-слав, съборъ сшуаусоут| <...>, перво-нач. „собрание (духовенства)", в конечном счете —калька греч. ouvayctfyfj» [43. Т. 3. С. 704]. В истолковании В. И. Даля, собор — «собрание, заседанье чинов, от земли или от духовенства, для совета и решения важных дел. Государь царь и свя­ тейший патриарх на соборе с бояры приговорили, при Алекс. Федор. Собор всей земли русской. Вселен­ ский собор, сбор всех епископов; собор поместный, съезд духовенства одной земли или области. Черный сбор, из одних монахов. Не все и в соборе поется. Поют собором, а едят по дворам (по двором; подбо­ ром). Собором и черта поборешь. С твоей ли рожей в собор к обедне? шел бы в приходскую! j| Главная церковь в городе или части его, бесприходная, со­ борная церковь. Соборное постановленье. Соборная баня, или народная, торговая, общая. Соборное по­ слание, принятое, признанное соборною церковью за богодухновенное. Соборно, соборне нареч. вооб­ ще, сообща, общими силами, содействием, согласи­ ем. Архиерей служил соборне, со многими священ­ никами. Моли Бога соборне и келейне. Соборнерещи, словом сказать. Соборище, сборище. Соборник или сборник, книга, содержащая слова отцов церковных. 1 Ментальность [лат. mens, mentis —«ум, разум», «образ мыслей, мнение, взгляд»] 1) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; 2) психология нации [24. С. 516].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz