Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.
А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) 31 По мнению Е. В. Бондаревской, с точки зрения культурологического подхода в воспитании «особый пласт духовности гражданина составляют общена циональные ценности. В России как многонацио нальном государстве это вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэт нического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере наци онального самосознания российского менталитета, российского духа» [6. С. 31]. Выдвигая идею социокулътурологического под хода в воспитании, определяя воспитание ребенка «как восхождение его вместе с педагогом к куль туре», Н. Е. Щуркова вводит понятие «достойная жизнь». По се мнению, «Три принципа лежат в ос новании жизни достойного человека... Первое осно вание жизни отражено в категории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для ,другого человека"... Вторым основанием жизни до стойного человека является Истина: всс, что объек тивно существует вне воли субъекта, протекает неза висимо от людских желаний... Третье снование жиз ни „достойной человека",— Красота. Определим ее как всс то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержания в уникальном ва рианте. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны „тысячи роз“ — достаточно од ной...» [7. С. 12-13]. М. Ю. Новицкая, выделяя этнокультурный и экологический компоненты в сознании личности, отмечает: «культура любого народа представляет собой специфическую форму выявления общеро довых человеческих ценностей. Для того чтобы познать общечеловеческие ценности, необходимо увидеть свою культуру через комплекс мировоз зренческих проблем, одинаково важных для любого народа в любой период его развития. Эти пробле мы таковы: Человек и Природа; Человек и Семья; Человек и История » [25. С. 153-155]. А. И. Подберезкин, обосновывающий необходи мость национальной идеологии, утверждает, что «на зрела необходимость в новой, современной идеоло гии для Нации, и нужны новые ее носители, не отя гощенные инерцией мышления, ошибками прошло го и самоуверенностью в своей правоте» [28. С. 84]. По его мнению, «базисными понятиями и ценностя ми для нации во все периоды ее истории были: лю бовь к Родине; приверженность сильному государ ству и его институтам; любовь к народу, его тради циям и устоям; любовь к Богу; готовность к самопо жертвованию ради Отечества от угрозы, особенно внешней» [28. С. 94]. И все же, на наш взгляд, названные выше ценно сти (идеалы) являются скорее общечеловеческими, интернациональными, т. к. сами категории, либо их содержание (инвентарь понятий, выделение на пе редний план отдельных признаков и их обобщение), не отражают должным образом этническое своеоб разие и глубину русской ментальности1. Е. П. Белозерцев предлагает взять на вооружение русской национальной школы три идеи, рожденные в истории и культуре России: русский космизм, со борность и национальный дом. Первая идея — идея русского космизма: фи лософия общего дела Н. Ф. Федорова; метафизи ка всеединства В. С. Соловьева; «лучистое челове чество» К. Д. Циолковского; солнечный смысл ис тории А. Л. Чижевского; сфера разума (ноосфе ра) В. И. Вернадского; сфера духа (пневматосфера) П. А. Флоренского; «роза мира» Д. J1. Андреева. Всех авторов русского космизма объединяет идея особого вселенского предназначения человека, смысл которого они видели в том, чтобы духовно и материально вселиться в свой дом. Космизм в образовании — это сфера, которую можно представить в пространстве. Каждое «Я» имеет внутренний мир в виде множества расширя ющихся сфер: культурно-исторической, социальной, эмоционально-интеллектуальной. Все они чрезвы чайно сложно и тесно переплетены, подвижны, гиб ки, эластичны и образуют в совокупности то, что можно назвать пространством человека... Вторая идея — идея соборности, являющаяся, не только «устойчивым, инвариантным качеством оте чественной культуры» [44. С. 152], но и, по мнению А. Ф. Лосева, одной из основных черт отечествен ной философии, связанной с «мистической архаи кой» [20. С. 509]. Как отмечает М. Фасмер, «Собор — заимств. из цслав.; ср. др.-русск. съборъ (сборъ, Лаврентьевск. летоп.), ст.-слав, съборъ сшуаусоут| <...>, перво-нач. „собрание (духовенства)", в конечном счете —калька греч. ouvayctfyfj» [43. Т. 3. С. 704]. В истолковании В. И. Даля, собор — «собрание, заседанье чинов, от земли или от духовенства, для совета и решения важных дел. Государь царь и свя тейший патриарх на соборе с бояры приговорили, при Алекс. Федор. Собор всей земли русской. Вселен ский собор, сбор всех епископов; собор поместный, съезд духовенства одной земли или области. Черный сбор, из одних монахов. Не все и в соборе поется. Поют собором, а едят по дворам (по двором; подбо ром). Собором и черта поборешь. С твоей ли рожей в собор к обедне? шел бы в приходскую! j| Главная церковь в городе или части его, бесприходная, со борная церковь. Соборное постановленье. Соборная баня, или народная, торговая, общая. Соборное по слание, принятое, признанное соборною церковью за богодухновенное. Соборно, соборне нареч. вооб ще, сообща, общими силами, содействием, согласи ем. Архиерей служил соборне, со многими священ никами. Моли Бога соборне и келейне. Соборнерещи, словом сказать. Соборище, сборище. Соборник или сборник, книга, содержащая слова отцов церковных. 1 Ментальность [лат. mens, mentis —«ум, разум», «образ мыслей, мнение, взгляд»] 1) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; 2) психология нации [24. С. 516].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz