Кохичко, А. Н. О доброте, красоте, истине и любви : (этнокультур. аспект) / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.
А. Н. Кохичко О доброте, красоте, истине и любви (этнокультурный аспект) 39 liibhyati — «любить», «испытывать жажду», «алчет» [45. Т. 1. С. 497-498]. Кроме того, в.-луж. lubič «да вать обет», < ...> гот. lubains ж. «надежда», galaubjan «верить» [43. Т. 2. С. 544]. Кроме того, исторически любовь осознавалось как: 1. 1) Любовь, привязанность, благосклонность, милость. 2) Пристрастие, склонность. 3) Лю бовь, страсть. 4) Согласие. 5) Мир, согласие, мирный договор [42. Т. 2. Ч. 1. С. 87-90]. 2. Сердечная к кому-либо привязанность [34. Т. 2. С. 274]. В. И. Даль объясняет любовь (церк. любы, роди тельный любвё) как «состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение; охота, расположение к чему. Любовь безумит, страсть. Божья любовь безгранична. Союз истины и любви рождает премудрость. Покоряй сердца лю бовью, а не страхом. Божья любовь не человеческой чета. Любовь человеческая себя любит, а Божеская друга. Нет выше той любви, как за друга душу свою полагать. Где любовь, там и Бог. Дай Бог вам лю бовь да совет (новобрачным). Недорог подарок, до рога любовь. Старая любовь долго помнится. Лю бовь слепа, проказит. Любовь шутки шутит. Любить, чувствовать любовь, сильную к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желание, хотение; избрание и предпочте ние кого или чего по воле, волей (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно. Парень лю бит девку; говоря о страсти половой; и она любит, влюблена. Родители любят детей своих, желают им добра, болеют за них сердцем» [9. Т. 2. С. 234-235]. «Философский словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определяет любовь «как аффект души, чрезвычайно разнообразный по виду и ин тенсивности; начиная от спокойного чувства рас положения, любовь может достигать силы весь ма напряженной и становится страстью, например в чувстве полового влечения» [21]. «В христианстве любовь —одна из трех высших добродетелей, связанных с божественной Премуд ростью, Софией, выступающей в качестве их мате ри» [33. С. 228]. «В русской традиции любовь явля ет собой своеобразное сочетание рая, ада и земно го чувства, пронизанного космическим эросом. Рус ская любовь —это и страдание, и наслаждение, что нашло отражение в русской классике» [31. С. 280]. В. С. Соловьев с точки зрения нравственной фи лософии понимает под любовью «сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преоб ладающая в любви родительской; 2) благоговение (pietas), преобладающее в любви сыновней и вы текающей из нее религиозной, и 3) исключитель но присущее человеку чувство стыда, которое в со единении с двумя первыми элементами —жалостью и благоговением — образует человеческую форму половой или супружеской любви (материя же ей да ется физическим влечением, актуальным или потен циальным)» [39. Т. 2. С. 57]. В христианской нравственной философии Бога справедливо называют любовью, ибо Он есть источ ник любви, проникающей вселенную и создающей круговорот бытия. Любить Бога значит с радостью исполнять Его заповеди. Любить ближнего, значит охотно исполнять все обязанности по отношению к ближнему. «Любовь сама по себе», по мнению В. С. Соловьева, «не есть добродетель». К отрица тельному предписанию «не люби мира» библейская этика присоединяет два положительных: люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего как самого себя. Любовь к ближним определяется жалостью, любовь к Богу — благоговением. Любить ближнего как самого себя реально значит — жалеть его как самого себя, и любовь к Богу всем сердцем означа ет всецелую преданность Ему, полное соглашение своей воли с Его волею [21]. Любовь, как отмечает Л. В. Савельева, «в на шем языке выступает культурологическим поняти ем высшей нравственной ценности. Ср. контексты нашей культуры: Бог есть любовь. Любящих Бог любит. Братская любовь. Материнская любовь. Лю бовь к Родине. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам (А. Пушкин). Люблю Россию я, но странною любовью (М. Лермонтов). Любовь как страсть, то есть как „страдание, мучение" и вместе с тем „труд души", ср. страсти господни, страда деревенская, саратовские страдания (о любовных частушках). Любовь как высокое и возвышающее душу чувство: Любовь —кольцо, а у кольца нет кон ца. Любви все возрасты покорны, ее порывы благо творны (из либретто Модеста Мусоргского к опере Петра Чайковского „Евгений Онегин"). В моей из менчивой судьбе Твоя печальная пустыня, Послед ний звук твоих речей Одно сокровище, святыня, Од на любовь души моей (А. Пушкин). Любовь идеаль ная противопоставляется любви плотской. Ср. на родные этические представления: любодеяние, лю бодейство — то же, что блуд. Любодействовать, любодейничать — впадать в блудный грех. Прелюбо действовать — грешить против седьмой заповеди» [30. С. 49]. Обобщая употребление слова любовь в контек сте нашей культуры, В. В. Колесов подчеркивает, что для русского менталитета более характерно понима ние этого понятия как отношения, а не как связи, т. е. плотское начало «земной любви» или одухотво ряется, или выводится за рамки понятия «любовь» [16. С. 123]. Таким образом, любовь в национальном миро воззрении — жалость, вера, надежда, благогове ние, мир, согласие, добро (добродетели), истина (исполнение заповедей и обязанностей). Кроме то го, любовь, являясь главнейшим фактором социаль ной жизни, выступает связующим началом живых существ между собой, благодаря чему бесконечное разнообразие объединяется во всеединстве. В целом же, следует признать не смешение, бли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz